Дополнительная информация
Исполнителей, выступающих без группы и одновременно совмещающих в себе талант певца, музыканта, композитора и автора текстов, раз, два и обчелся. Еще меньше тех, которые на этом поприще достигли больших высот. Тем не менее, они существуют, и некоторые достаточно успешно.
Подтверждением тому стал концерт Юрия Наумова, который прошел 17 мая в киевском ДК КПИ.
Полуторатысячный зал, заполненный едва ли на треть, - совсем не основание говорить о Наумове как о слабом музыканте. Скорее, наоборот. Просто его десятилетняя творческая карьера в Америке не способствовала росту популярности у наших слушателей. О нем всего-навсего подзабыли. Тем более что в Киеве Юрий выступал последний раз 12 лет назад. Впрочем, те, кто пришел, прекрасно ориентировались в его песнях и с первых аккордов подхватывали тексты, которые в 80-х годах были весьма известны среди знатоков и неформальной молодежи. Особенный же интерес музыкант представляет как гитарист-инструментальщик. И именно поэтому его новый инструментальный альбом "Гитарные истории" размели в антракте быстрее, чем выкуривается сигарета.
Но, честно говоря, виртуозное владение гитарой в сочетании с текстами, большей частью представляющими собой набор ярких штампов, очень диссонируют. Пожалуй, такая нестыковка традиционна для исполнителей его жанра. Очень трудно припомнить хотя бы одного не то что нашего, а даже западного артиста, который бы в одночасье одинаково был интересен и музыкой, и текстом, и голосом, и инструментальным исполнением. Даже Карлос Сантана, который получил в этом году премию Грэмми одновременно в восьми (!) номинациях, слаб как певец. И его голосовые "изыски" являются в лучшем случае дополнительным фоном к гитарным трелям. Впрочем, последние, как в случае с Сантаной, так и в отношении Наумова дорогого стоят. Когда Юрий играл, казалось, что артист царит повсюду и его музыка доносится из каждого уголка. В эти моменты гитарист очень напоминал муллу, священнодействующего в мечети, а зрители походили на прихожан, покорно внимающих посланнику бога. Ощущение усилилось, когда Наумов заиграл композицию "Азиатская месса" из нового альбома. Кстати, весьма не типичную для музыканта, поскольку основной стиль, в котором он работает, - блюз. Когда он бегал по струнам пальцами, складывалось впечатление, что звучит несколько инструментов сразу. Ему было достаточно озвучить название, чтобы направить возникающие у слушателя ассоциации в нужное русло. "Ночной хайвей" - и перед глазами возникает картина освещенной трассы, на которой появляются редкие автомобили, проносящиеся мимо идущего вдаль человека. "Пинг-понг блюз" - и картинка меняется, оставаясь столь же реальной и сочной.
Только какой же блюзмен не затянет песню про маму и дорогу? Постоянно всплывающие в песнях Наумова именно эти образы к концу концерта просто вызывали легкое раздражение. Лишь бурная реакция преданных поклонников на каждую песню удерживала крикнуть: "Не пой, лучше играй". То же хотелось сделать, когда он с нормального голоса переходил на скрипяще-шипящие ноты, чтобы петь как бы от нескольких лиц сразу. И это при том, что он сам поет в одной из своих песен: "Я рожден, мама, чтобы играть".
Николай Милиневский