Дополнительная информация
История создания рок-трибьюта Алексея Рыбникова извилиста и сложна. Намного важнее, что он все-таки появился на свет. Имена "Алисы", Бориса Гребенщикова, "Рады и Терновника" и других рок-звезд позволяют предположить многое. Насколько же получилось сохранить дух изысканно-красивых трудов великого мелодиста Рыбникова?
Вдохнуть жизнь в каноны - вообще очень соблазнительная идея для любого музыканта. Вообразите, какой простор для фантазии. Особенно заманчиво представлять себе, каким еще способом можно встроить мелодии, известные от мала до велика, в свой собственный стиль. Эх, брат Пушкин...
А чего? И назвать - "Я и Рыбников". Звучит?
С другой стороны, пыль с памятников тоже смывать нужно. Потому что иногда не отличишь памятника Пушкину от памятника Гоголю. Пыльновато. Цена просветительскому пафосу выясняется при изучении вопроса о ценности переделки как песни вообще. Великое множество трибьютов спотыкалось об эту перманентную ценность. По пальцам можно пересчитать успешные примеры, когда песня из трибьюта становилась не проходной халтуркой, а одной из популярных и любимых в репертуаре. Достаточно вспомнить песни Цоя в исполнении "Алисы". С такой высокой колокольни и будем судить.
Ты помнишь, как все начиналось?
Почти уверен, что впервые песню из грядущего трибьюта большинство зрителей услышало на "Неголубом огоньке" в новогоднюю ночь с 2003 на 2004 год. Помните, Борис Гребенщиков на пару с лидером "Сплина" Александром Васильевым проникновенно спели "Песню о звездах"? Идея вспомнить гениальную рыбниковскую мелодию принадлежала Михаилу Козыреву. Он рассказал о ней Борису Борисовичу, тот вместе с клавишником "Аквариума" Борисом Рубекиным сделал аранжировку, и так на свет появился один из самых удачных опытов по оживлению детских воспоминаний.
Наиболее продвинутые любители альтернативы знают, конечно, "Бу-ра-ти-но!" от заводного "Тайм-аута". Она тоже вошла в трибьют "На перекрестках детства".
Сам подбор музыкантов для трибьюта кажется очень продуманным. Ни одного представителя поп-рока. Уже смело. Бескомпромиссные "Алиса", "Оргия праведников", "E.S.T." и "Чернозем". Изысканно-психоделичная "Рада и Терновник". Рок-барды и молодежь. Ставка на честную альтернативную музыку.
Когда есть мелодия, и к ней нужно всего лишь приложить кое-что, - это самое "кое-что" обычно не получается ярким. Данный трибьют блистательно подтвердил известный закон ремикса. Самые удачные треки (за одним исключением, о котором позже), - треки без всяких инструментальных выкрутасов. И чем проще, чем приближеннее к оригиналу, тем вдруг свежее и интереснее слушается.
Трек-лист
Группа "Рада и Терновник" сохранила в романсе из "Юноны и Авось" самый обычный гитарный перебор, прибавила звонкий голос Рады Анчевской с феноменальной вокальной техникой, - и всего делов. Звучит "Я тебя никогда не забуду" нежно и точно, даже не припомнить такого сильного исполнения популярного романса на стихи Андрея Вознесенского. Аккуратный привкус психоделии выглядит утонченной специей в прекрасном блюде
Имя группы "Проект МА" мало что скажет почти любому слушателю. А вот милая добрая песенка "Я тебе, конечно, верю" с голосами Насти Макаровой и Дмитрия Максимачева знакома уже многим. Песня стала одной из жемчужин трибьюта. Парадокс. Дмитрий, например, саунд-продюсер "Billy's Band" и отличный перкуссионист. И группа своя у него есть (как и у Насти Макаровой). А вот известность пришла благодаря бесхитростной песне Алексея Рыбникова из "Большого космического путешествия". Снимай клип, и становись звездой. Вот какие бывают результаты у трибьютов.
Альбом "На перекрестках детства" не избежал пустышек. Трудно себе представить, что версии Михаила Башакова или "Чистяков Бэнд" вспомнятся уже через годик. Сакраментальное "зачем все это?" пусть повиснет в воздухе, каждый музыкант имеет право пошалить. Иногда неудачно.
Весьма креативно подошла к делу "Алиса" . Если есть отличная музыка, но нет слов, - нужно написать слова. И получится отличная песня. Константин Кинчев написал элегическо-суровый текст к теме "Испаньола в море" из фильма "Остров сокровищ". В сочетании с мелодией Рыбникова вышла вполне "алисовская" песня "Синий предел". И даже дала, в другой аранжировке, название целому отдельному синглу "Алисы", ставшему чуть ли не гимном ВМФ для продвинутых моряков. Первый вариант "Синего предела" можно услышать именно на этом трибьюте.
Очутиться в детстве
Особо стоит отметить работу проекта "Летучие рыбы", целиком посвященного трудам по популяризации музыки Рыбникова в рок-сообществе. Фронтмен Александр Андрюшкин - легендарный тюменский музыкант, без его группы "Кооператив Ништяк" невозможно представить себе историю русского рока. До некоторых пор он был также концертным барабанщиком "Гражданской обороны". В проекте "Летучие рыбы" к нему присоединился соло-гитарист из той же "Г.О." Игорь Жевтун (Джефф).
У Андрюшкина своеобразный вокал, с несмыканием связок и мягкой вкрадчивостью тембра. Однако именно такой голос оказался весьма подходящим к фантазийному миру мелодий Рыбникова. И пресловутая простота. Самый жанр русского рока, не отягощенного грузом гармонических секвенций, максимально открытый мелодии и слову, оказался впору. Темы из сказок "Красная Шапочка", или "Мюнхгаузена", или "Приключений Буратино" - ложатся на этот жанр, будто и были в нем созданы.
На концерте-презентации трибьюта в клубе "Апельсин" 26 января "Летучие рыбы" сыграли целый сет из произведений Рыбникова. И видели бы вы счастливые лица людей самого разного возраста, комплекции и музыкального вероисповедания. Мигом оказаться в детстве, распевая "А-а-ах, здравствуйте, реки вот такой ширины!" - дорогого стоит.
Жизнь коротка. А искусство вечно.
Гуру КЕН
Несмотря на вышеизложенный "политкорректный" отзыв, позволю себе разместить мой собственный. Ибо для чего еще заводить персональный сайт :)
И потому как чукча не писатель, то отзыв будет коротким. Но по существу.
А по существу - дико слышать как дядьки и тетьки поют песни, большинство из которых должно исполняться детским (или очень хорошим классическим) вокалом.
В общем и целом - мне лично не понравилось. Очередная дань тупым трибьютам....
Админ