Дополнительная информация
В альбом большей частью вошли песни, которые были сочинены еще до основания группы "Крематорий". В конце 70-х Армен Григорян играл в составе под названием "Атмосферное давление". Когда выяснилось, что Евгений "Джон" Хомяков сохранил какое-то количество музыкального материала тех лет, решили издать его на пластинке. Естественно, пришлось все переписать заново. Работа шла долго, года четыре. В процессе подготовки проект вышел за рамки обычного коллекционного переиздания, когда группа на радость упертым фанатам подчищает все архивы, и превратился в самостоятельный номерной диск "Крематория". Даже название пластинки к "Атмосферному давлению" отношения не имеет: фразу "Реквием для всадника без головы" Григорян придумал давно и хотел так назвать следующий после "Ботаники" диск.
Вместо того, чтобы играть максимально грязно, стилизуя звук под времена подпольного рока, "крематорцы" привлекли к работе над "Реквиемом" несметное множество народу. Кроме нынешнего состава "Крематория" и уцелевших музыкантов "Атмосферного давления", это Валентина Пономарева, Дмитрий Умецкий, Сергей Манукян, Олег Пронин и др. В результате любители "Крематория" получают всё, к чему они привыкли в саунде группы - ироничный вокал, расстроенную скрипочку, слаженную игру инструментов на заднем плане. Единственное отличие - активное использование хард-роковых запилов.
Дело в том, что "Атмосферное давление" пыталось играть тяжелую музыку, отчаянно подражая Black Sabbath и даже крадя у них мелодии (об этом честно предупреждает буклет).
"Крематорий" не играет тяжелую музыку, но ради восстановления исторической справедливости в нескольких песнях добросовестно следует требованиям жанра. Звучит все это более чем забавно, поскольку вокальные данные Армена Григоряна никак не приспособлены для исполнения тяжелого рока. Он даже не особенно пытается грозно рычать - поет, как обычно. Да и в текстах 20-летней давности вполне четко прослеживается философия будущих хитов "Крематория", а не героика "светлого металла". Благодаря выпущенному альбому мы узнали, с чего начинались "Таня" и "Безобразная Эльза" - с саркастических "Ножек иксиком" и "Фрау фон Либерзон". Песня "Вера", если бы не тогдашний юношеский максимализм автора, вполне могла попасть в пластинку вроде "Танго на облаке", а "Дым и пепел" - соседствовать с "Катманду" на "Трех источниках". Погоды бы они не испортили, хотя и хитами стали бы навряд ли.
Статус архивного диска позволил "Крематорию" немного похулиганить на прощанье и на двух последних треках поместить нечто совершенно для себя нетипичное. Англоязычная композиция "Night" в исполнении Джона Хомякова - гибрид хард-н-хеви-баллады и Ника Кейва - звучит, мягко говоря, свежо, но еще более ударным получился финал диска. Там записана классическая блатная песня "Мурка". Шутка удалась, хотя чрезмерно серьезные поклонники могут и напрячься.
Агенство InterMedia (www.intermedia.ru)