Дополнительная информация
Леонидов отчаялся дождаться от радиостанций внимания к своим красивым и на вид вполне форматным песням. Даже к новым произведениям уровня "Привета" и "Девочки-видения" воротилы шоу-бизнеса проявили полное равнодушие. Это, конечно, выглядело верхом несправедливости, зато развязало Максиму Леонидову руки - он увлеченно предался чистому искусству. Очень интересно наблюдать за бывшим лидером группы "Секрет", экспериментирующим без каких бы то ни было внутренних ограничений. Новую пластинку "Основы фэн-шуя" артист даже не стал выпускать в Москве, воспользовавшись услугами лейбла-земляка. Какая разница, если все равно в коммерческую привлекательность музыки Леонидова в столице не верят; зато, издав альбом тихо, певец свел к минимуму число случайных покупателей. Между тем, диск заслуживает внимания не только преданных поклонников.
Оговорюсь, что "Основы фэн-шуя" вряд ли могут сравниться с ранними пластинками "Секрета" или сольной работой Максима Леонидова "Проплывая над городом" по количеству представленных здесь трогательных хитов. Удовольствия от нового диска - менее очевидные и вместе с тем более изысканные: традиционно умные парадоксальные тексты и музыка, в которой фирменный леонидовский мелодизм сочетается с "параноидальными", по определению одного знакомого, экскурсами в самые неожиданные жанры. Наблюдать за странной траекторией музыкальной мысли артиста крайне интересно, даже если по прослушивании вы решите, что это "горе от ума" вам совсем не близко.
Заглавная песня начинается интерлюдией про примитивно мыслящего пацана Ерему: вступление выдержано в помпезном симфо-духе "Сентиментальной прогулки" с тухмановской "По волне моей памяти". Как только Ереме попала в руки брошюра "Основы фэн-шуя", его жизнь совершенно изменилась, как и музыкальное решение композиции, которая превратилась в какой-то ямайский рэп с изобретательными строчками типа "там, кстати, оказался отличный фэн-шуй, к фэн-шую снова рифму не искать попрошу я". Затем певец ментально отправляется на Средиземноморье: название песни "Танцуй, Зорба, танцуй!" обязывает автора озвучить ее подобием сиртаки - почему-то с уклоном в гребенщиковщину. Трек "Когда ты вошла" на первый взгляд являет собой привет от "классического" Леонидова - но ладная усталая мелодия сопровождается полным аллюзий многомудрым текстом, который, вероятно, не в силах понять нынешнее поколение программных директоров: кстати, в этом месте "юзер" диска может почувствовать свое интеллектуальное превосходство над теми, кто решает, что должен слушать народ. Следующая песня "Плохо быть Оглы-Бублы" отличается абсурдными словами авторства Андрея Урганта и звучащим в середине пафосным эстрадным фрагментом, очень напоминающим пугачевско-николаевский "Айсберг". Композиция "Не удивляйся", написанная Максимом в соавторстве с четырьмя японскими поэтами, опять напоминает лучшие песни сольного Леонидова, но уж больно она печальна. "Головная боль" с первых же нот кажется странноватой, но только ближе к финалу становится ясно, насколько: хорал в духе "Богемской рапсодии" очень украшает это произведение - особенно истеричный возглас "гематомы и рубцы". "Кто я такой?" сначала тоже маскируется под "пост-секретовскую" вещь, а затем поднимает актуальную (для эстрады, не для Леонидова) гомосексуальную тему - и решает ее с изрядным изяществом. Единственная на альбоме полностью чужая песня называется "Когда у Сереги срывает резьбу". Это хороший дворовый шансон: фраза "Я не пожелал бы лихому врагу быть там, где срывает резьбу у Сереги, когда у Сереги срывает резьбу" как бы отсылает к знаменитой "я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она:" Еще один симпатичный трек с непостижимым текстом - "Дети лобстеров". Финальная автобиографичная "Колыбельная" - история о том, как Леонидов пытался сочинить колыбельную для новорожденной дочери Маши и понял, что лучше индийских мантр с проблемой усыпления младенца, а также жены Саши и овчарки Степана никто не справится. После этого не удивляешься, что простодушный трек "С новым годом, рок-н-ролл" мог попасть в эту многомерную пластинку только в качестве бонуса.
Алексей Мажаев, InterMedia