Дополнительная информация
Концерт "Машины времени" с оркестром "Kremlin" прошел в 2004 году в концертном зале торгового комплекса "Тишинский" в рамках благотворительных концертов, ежегодно проводимых Михаилом Рахлевским. Запись концерта потребовала решения сложной технической задачи одновременной звукозаписи негромких акустических инструментов оркестра и мощного драйва рок-группы.
Результат оправдал ожидания: Андрей Макаревич считает эту работу звукорежиссера Александра Кутикова лучшей из концертных дисков "Машины времени". Аранжировки, сделанные музыкантами оркестра Михаила Рахлевского не внесли в песни кардинальных изменений, но добавили красок и нюансировки. В альбом вошли 13 самых известных песен "Машины времени" и два оркестровых попурри: "Моцартиана" и "Преслиана".
Оформление концерта и диска было создано белорусским художником Владимиром Цеслером, чье сотрудничество с "Машиной времени" стало уже доброй традицией.
Ветераны рока из Машины Времени решили, что им уже пришла пора сделать что-нибудь соответствующее статусу. А что принято делать ветеранам рока? Правильно, записывать сборники из своих лучших произведений на концертах в сопровождении симфонических оркестров. Облачившись в смокинги и скооперировавшись с Камерным Оркестром Кремлин, "машинисты" отыграли соответствующий концерт, издали его в виде альбома, а на обложку поместили Вольфанга Амадея Моцарта в темных очках.
По-хорошему от такого альбома следовало бы ждать пары-тройки сюрпризов. Хотя бы потому, что "машинисты" - старые битломаны, и не устают об этом напоминать. А оркестровки многих песен Beatles до сих пор являются вершиной, к которой можно и нужно стремиться. Схожие оркестровки на альбоме имеются, хотя напоминают, скорее, как "битлов" в свое время аранжировал без их ведома Фил Спектор.
Как минимум один сюрприз на альбоме имеется. Уже после выхода альбома "Место, Где Свет" стало ясно, что новый клавишник группы Андрей Державин - воистину темная лошадка, и еще себя покажет. Правда, тогда полет души новобранца, отрывающегося после нескольких лет поп-мытарств, на время оказался в тени очередного приступа самокопаний старожилов. Но теперь, на записи концерта - не суматошно-стадионного, а камерного, с заведомо хорошим звуком, - все стало на свои места. "Три Окна" теперь украшены изящными виньеточками мелодического синтезатора, а фортепиано в песне "Снег" приобрело ту самую, так необходимую в кульминации этого номера глубину.
А вот собственно оркестровки песен - то есть именно то, ради чего концерт и затевался, - по большей части обидно просты. Даже не верится, что парадом командует тот самый Миша Рахлевский, чья интерпретация второй сонаты Россини для струнных ныне признана наиболее близкой к желанному идеалу. Увы, следует признать - "симфонические" аранжировки рок-песен требуют особого подхода. И именно его здесь и не наблюдается. Если духовые соло в "Мы Расходимся По Домам" и "Шанхай-Блюз" - не гениальные, но хотя бы просто правильные, то в остальных случаях оркестр просто механически следует за группой, изо всех возможных вариантов контрапунктов выбирая самые очевидные. Если не формальные. Аранжировка "Колыбельной" напомнает оркестровые опыты Майка Линдера. Но тот троюродный плетень от "звуковой стены" Фила Спектора, который присутствует во всех прочих номерах и который производил впечатление на слушателя в середине 60-х, сейчас можно довольно легко воспроизвести при посредстве программируемого синтезатора с функцией автоматического сопровождения. Даже очевидный оркестровый потенциал недавнего хита "Круги На Воде" не реализован и на четверть. Электроорган Державина производит здесь куда более приятное впечатление.
Да и вообще, струнных в программе явно многовато, а духовых - маловато. А мировая практика показывает, что именно духовыми рок-песни аранжируются лучше всего - вспомните молодые годы тех же машинистов и записанные в убогой речевой студии ГИТИСа песни "Твой Волшебный Мир" и "Посвящение Хорошему Знакомому"!
Вклад в работу над аранжировками Искандера Бекманбетова почему-то в кредитах альбома не отмечен. Его оркестровое попурри на тему песен Элвиса Пресли, включенное в программу концерта, могло бы зазвучать в полную силу, найдись в партитуре его место для старообразных электрогитар, буги-пиано и барабанов-щеточек. Но во время исполнения этого номера "Машина Времени" отдыхала, и произведение вышло излишне академичным.
Безусловно, оркестр за спинами рокеров смотрится значительно и внушительно. Но иногда хочется, чтобы его еще и слушать было интересно. А одних призывов "Rock Me Amadeus"! для этого мало.
Дмитрий Бебенин (звуки.ру)
Начинать просмотр DVD лучше прямо сразу с бонусов, где записано, в частности, интервью лидера группы "Машина времени" Андрея Макаревича и художественного руководителя камерного оркестра Kremlin Миши Рахлевского. Тогда не надо будет тратить время на недоумение, почему это Макаревич с Маргулисом стоят на сцене во фраках в окружении пары десятков людей совершенно не рок-н-ролльной наружности. Не нужно будет также задаваться вопросом, когда это "Машина" успела сыграть с симфоническим оркестром и как это мы пропустили сие знаменательное действо. А вот тогда и успела: концерт проходил в Гостином дворе и предназначался, мягко говоря, не для всех. Хорошо хоть, что благодаря DVD можно узнать, как все было. А из интервью двух достойных руководителей предлагается узнать, почему все это было. "Наступает время, когда понимаешь: камерный оркестр, симфонический оркестр - это инструмент, близкий к совершенству", - со знакомой всей стране улыбкой говорит Андрей Вадимович Макаревич: слышал бы его лет 25 назад лохматый рокер Андрюша Макаревич. Лидер "Машины времени" рассыпается в комплиментах оркестру Рахлевского и с интимными интонациями сообщает, какой это все-таки особый кайф - когда сбоку от тебя на сцене играют виолончели. Миша Рахлевский рассказывает, что Kremlin любит иногда поэкспериментировать с неакадемическими формами, и музыка "Машины времени" дала оркестру очередную такую благодатную возможность. По словам худрука, работать с "МВ" оказалось проще, чем казалось: уж больно сыгранной и профессиональной оказалась группа. Кроме того, Макаревич и Ко полностью соответствуют кредо Рахлевского получать удовольствие от музицирования.
Судя по всему, посотрудничав с "Машиной", камерный оркестр Kremlin вообразил себя этакими матерыми рокерами. Об этом свидетельствуют хотя бы В.А.Моцарт, наряженный на обложке в черные очки (аналогичный портрет висел за спинами музыкантов и во время концерта), а также номер "Преслиана", исполненный на сцене без участия "Машины времени". Однако обе эти шутки получились какими-то вымученными - вместо Пресли оркестр неудержимо тянет сыграть привычного Моцарта, и эта раздвоенность не идет на пользу. Кстати, еще одним бонусом стала небольшая видеозапись, где Kremlin занимается привычным делом - играет попурри "Моцартиана" из произведений понятно кого. Вниманию интересующихся: именно здесь оркестр представлен в своем естественном виде.
Впрочем, песни "Машины времени" в симфонических аранжировках тоже выглядят большей частью очень хорошо. Группа не стала радикально отказываться от рок-прошлого и вышла на концерт в обычном составе: игра оркестра стала корректным дополнением к привычному звучанию "МВ", причем удачные треки явно преобладают. И это несмотря на то, что буквально перед самым началом, как явствует из того самого интервью, партнеры поняли, что электрические инструменты звучат громче акустических. Тем не менее эту проблему удалось преодолеть: только в рок-классике типа "Поворота" оркестра почти не слышно: "Машина", правда, специально делает паузы, чтоб дать зрителям попеть, а Kremlin'у - прозвучать, но в этом случае скрипки с виолончелями выглядят довольно комично. Зато в лирических произведениях "Музыка под снегом", "Свеча", "Снег", "Он был старше ее" камерная подложка звучит более чем уместно. Удачно вписались солисты оркестра и в блюзы Евгения Маргулиса в авторском исполнении.
Леопольд Покровский (InterMedia)