Дополнительная информация
О том, что у этой пластинки, мягко говоря, интересная судьба, все уже знают. Михаил Борзыкин заново переделал альбом 1989 года 'Отчуждение', который, будучи в свое время записанным, лег на полку из-за конфликта с продюсером, финансировавшим запись. Борзыкин оказался одним из немногих, кто выдержал жесткую хватку этой акулы шоу-бизнеса, которая вовсю пользовалась юридической наивностью наших артистов. В результате спустя много лет большинство заключенных 'пожизненных' контрактов были расторгнуты через суд, а бывшая жена продюсера долго и смачно рассказывала прессе о его деспотичном характере. Лидер 'Телевизора' не судился и не жаловался. Он еще в 1989 году четко заявил о неприемлемости предлагаемых условий и фактически пожертвовал альбомом. Выйдя вовремя, 'Отчуждение' могло стать каким-никаким событием. Переиздание же имеет скорее историческую, чем культурную ценность. 'Легенда' альбома представляет интерес как яркий пример экономических взаимоотношений периода 'дикого' шоу-бизнеса, а само 'Отчуждение-2005' добавит в дискографию 'Телевизора' иллюстрирующее музыкальную эволюцию Борзыкина недостающее звено, от отсутствия которого, признаться, страдало не так уж много поклонников.
К чести издателей, они не попытались выдать пластинку за новинку - даже оформление неуловимо дает понять, что это ретро: шрифт логотипа 'Телевизора' и портрет Михаила Борзыкина в серой дымке отсылает к ушедшим временам. Что касается аранжировок, то тут наблюдается забавное противоречие. Естественно, Борзыкин не стал ускорять вокал, чтобы он зазвучал 'омоложенно', и вытаскивать из чуланов допотопные синтезаторы в старании восстановить звук 15-летней давности. Звук поэтому вышел нынешний, но песни-то остались старыми, и пришлось искать компромисс. В результате Михаил сделал скорее стилизацию под тогдашнее 'Отчуждение'. Насколько интересно слушать это сегодня? Вопрос, прямо скажем, дискуссионный. 'Телевизор' всегда играл какую-то отдельную от бушующих вокруг тенденций музыку. В споре между нововолново-постпанковским инструментарием и резкими политизированными текстами Михаила Борзыкина рождалась не истина, но особый жанр, присущий только этой группе. Короткий выход 'Телевизора' в лидеры отечественного рока случился из-за того, что зрителей одновременно взбудоражили смелые фразы и азарт, с которым Борзыкин лопатил пласты актуальной мировой музыки. Когда смелость перестала удивлять, одна из составляющих просела - и 'Телевизор' перешел из разряда любимцев в категорию легенд. Альбом 'Отчуждение' иллюстрирует именно этот этап. Стиль группы уже выкристаллизовался, и стало ясно, что стиль этот явно не для массового слушателя. А в отважности борзыкинских текстов 1989 года сегодня явственно чувствуется наивность. Да, стихи умны и интересны, но желание Борзыкина высказываться на политическую злобу дня сейчас вызывает скорее улыбку. Его искренняя борьба с мешающими жить тремя-четырьмя гадами и с наследниками Сталина и Брежнева ('Политпесня') практической ценности, увы, уже не имеет. Это 15 лет назад можно было с открытым забралом наскакивать на коммунистическое здание, которое готово было повалиться от слабого тычка. Теперь при кажущемся сходстве политических ситуаций подобные творческие методы никакого действия уже не возымеют. Так что у Борзыкина молодые да горячие музыканты должны учиться не борьбе с режимом, а тому, как можно во взаимодействии с шоу-бизнесом не терять собственного лица.
Алексей Мажаев, InterMedia
Концерт этот имел в свое время хождение в народе и в звукозаписи московской рок-лаборатории "Студии Колокол" под названием "Концерт в Голландии". И даже теперь, перезаписанный Михаилом Борзыкиным в новом электронном звучании, он в полной мере отвечает на вопрос, за что ценили и любили группу "Телевизор" тогда, и за что ее продолжают ценить и любить сейчас.
Впрочем, временные категории и особенности нового студийно-электронного саунда работы Михаила Борзыкина, кроме вполне очевидной взаимосвязи друг с другом, способны сказать уму и чувствам истинного фаната "Телевизора" (а также вновь примкнувшим к борзыкинскому виртуально-музыкальному экрану) и о некоторых закономерностях развития группы, столь твердо и беспафосно отринувшей весь этот "мир интеллектуально-нравственного насилья, а затем..." Но даже не на этих немаловажных особенностях роста группы, хотелось бы мне сейчас остановиться, а на том удивительном по своей сути эксперименте автора, решившего во имя торжества справедливости, а возможно и в силу более веских причин, войти дважды в реку этого альбома, названного теперь "Отчуждение 2005".
Вообще, в принципе не хочется рассуждать на темы глобального одиночества, выбранного музыкантом безо всякой позы, в русле собственной органики, не требующей, по всей видимости, постоянного присутствия в своей жизни посторонних глаз и нечистых рук. И поэтому, больше всего, в контексте этой новой "старой" работы, интересен взгляд художника на самого себя периода написания "Отчуждения" - с точки зрения себя, сегодняшнего. Опять же, думаю, нет смысла говорить о разнице того, концертного драйва, и нынешнего - прозрачного, лишенного даже фирменной, исконной "телевизоровской" классовой ненависти. Хотя, порой так не хватает того харизматичного, полного иронии и драйва, общения с непонятливой голландской публикой: "Гуд бай, комрэдз", "Сикс о клок ин зе морнинг, ю маст гоу ан ворк, ворк, ворк!" и т.д. Отчасти, эта творческая, и именно этим, наверное, в большей степени интересная автору задача, кроме очевидных воспоминаний того времени (присутствующих и у слушателей, без сомнения) побуждает лидера "Телевизора" по-новому ощущать даже себя сегодняшнего (не говорю о каких-либо результирующих, итоговых размышлениях и переосмыслении жизни - путь еще не пройден до конца). Следствие всего вышесказанного - те неуловимые, а порой и отчетливые изменения нюансов, где-то даже изменение слов, незначительные, но необходимые с точки зрения точности восприятия слушателем сути сказанного тогда, в конце восьмидесятых. А также наличие новой, не слышанной прежде, песни "Пластмасса" и отсутствие вневременного хита "Сыт по горло", дававшего всей той концертной работе, эмоциональное и интеллектуально-ироническое преимущество над окружающей поп-плесенью.
И еще. Думая о той особой всепроникающей остроте этого альбома в 1989 году, и столь прозрачного и даже в чем-то ностальгического звучания сейчас, на ум приходят странные мысли. Возможно, само время, в которое писался материал этого альбома, что называется, способствовало Если же говорить собственным языком автора - "правда была на его стороне". Чего нельзя сказать о времени нынешнем. Хотя и сейчас, правда снова за ним, только теперь это мало кого интересует, кроме преданных и весьма стойких "почитателей творчества". И, пожалуй, самое главное ощущение, от которого невозможно абстрагироваться после прослушивания "Отчуждения 2005" - все, блин, было не напрасно, в случае Михаила Борзыкина. И это титаническое противостояние - суть лишь поиски и отстаивание права на собственную любовь, и собственное отчуждение, в ней: "Видишь грозные стены - это тоже любовь: войди Дитя!".
Стас Эвентов, специально для РокмЬюзик.Ру