Дополнительная информация
Александр Ситковецкий - гитара, вокал
Леонид Макаревич - клавишные
Леонид Гуткин - бас-гитара, вокал
Виктор Михалин - барабаны, клавишные (11), вокал
Артур Беркут - вокал
Сергей Мазаев - саксофон (5, 7, 13, 17), кларнет (11), вокал (17)
Крис Кельми - клавишные (10)
Сергей Брутян - вокал (10, 15)
Владимир Жарко - барабаны
Концертный альбом, который вы держите в руках, -вещь одновременно неожиданная и весьма и весьма долгожданная. Неожиданная прежде всего потому, что кто бы мог всего-то год назад подумать о серьезном реюнионе лучшей за все время существования стиля отечественной рок-группы и натуральной рок-легенды 80-х -реюнионе, воплощением которого стало летнее мини-турне "Автографа" в ознаменование 25-летнего юбилея группы - и вещественный документ которого сейчас добрался до слушателя. Но для нашей рок-сцены в целом этот альбом - просто изрядная неожиданность: как правило, знаменитые отечественные рок-группы прошлого тихо уходят в историю, оставляя после себя лишь устные предания да записи не всегда завидного качества. С присущим ему профессионализмом "Автограф" нарушил это неписаное правило.
И нужно ли говорить о том, насколько долгожданным оказался концертный альбом "Автографа" для всех тех, кто, подобно автору этих строк, был завсегдатаем концертов группы 20 с лишним лет назад? Дурацкие магнитофонные записи прямо из зала и концертный бутлег, датированный ноябрем 1982 года, давали далеко не самое лучшее представление о концертной мощи квинтета - и, наверное, именно концертник "Автографа" был бы в те годы наиболее востребованным продуктом у далеко не узкой аудитории, привыкшей к живому звуку группы. Но можно ли было даже мечтать о подобном, если и студийных записей "Автографа" в те годы официально как бы не существовало? А последние полтора десятилетия их "не существовало" по причинам иного толка: погрязшие в "светской жизни" и обличениях непонятно чего исполнители "русского рока" и их боссы с фирм грамзаписи не хотели даже задумываться о том, какие настоящие профессионалы предшествовали им. И все же здравый смысл восторжествовал: пусть и кратковременный, но весьма эффектный реюнион "Автографа" показал всем желающим, что и в России возможно вести дела в шоу-бизнесе вполне неконъюнктурным и цивилизованным путем. Тем самым путем, который уже почти постоянно выводит на орбиту триумфальных реюнионов иных великих звезд былого в их рокметрополиях...
Финал короткого реюнион-тура "Автографа" - выступление 23 июня этого года в московском спорткомплексе "Олимпийский" - оказался одним из ключевых событий нашей не столь уж богатой рок-истории. Причем таким оно стало не только по причине отсыла к базовым рок-ценностям - мощнейшей энергетике шоу, виртуозному исполнительскому мастерству и безупречной визуально-постановочной части. Нет, эти 112 минут тем тихим летним вечером наглядно показали, что в России, вопреки мнению массы авторов так называемых "качественных СМИ", существует настоящая рок-музыка мирового уровня, за которую не стыдно ни самим музыкантам, ни их слушателям.
Нет смысла распространяться здесь еще раз о профессионализме музыкантов "Автографа" и постановщиков феерического реюнион-шоу - она в полной мере отражена на звуковых дорожках этого СО. Триумф настоящей, а не "текстовой" рок-музыки, триумф профессионализма - другое описание московского концерта излишне. Хотелось бы лишь обратить внимание вот на что: как бы ни была сильна обоснованная радость разумно мыслящих людей по поводу наконец-то свершившейся победы профессионалов на нашей рок-сцене, слишком многое помешало ей стать абсолютно полной. В любом другом государстве подобное ошеломительное выступление группы, некогда считавшейся ведущим коллективом страны в своем стиле и продавшей после более чем 16-летнего отсутствия на столичных площадках около 8000 билетов на концерт при очень скромной рекламной кампании, было бы сочтено культурной сенсацией национального масштаба. Ведь этот концерт "Автографа" оказался государственным рок-концертом в самом лучшем смысле этого слова. Но у нашей музжурналистики по-прежнему свой особый путь: лишь немногие газеты и журналы обратили внимание на этот рок-триумф, и то в основном в свойственном им "модном" духе... Однако подобные и не самые лучшие послесловия к историческому концерту никак не повлияют на воспоминания тех, кто заполнил трибуны "Олимпийского" вечером 23 июня.
...В зале медленно гаснет свет, вверх взмывает черный занавес с надписью "Рок-группа "Автограф" - юбилей 25 лет" и зрители в "Олимпийском" переносятся почти на 22 года назад и километров на восемь юго-западнее - прямо в сентябрь 1983-го и зал "Дружба", когда группа представляла свою новую на тот момент программу: задымленная низковатая сцена, небольшой сидячий партер и главное - как будто бы та же самая публика! Кажется, будто сейчас со сцены раздастся подхваченное ревербератором знаменитое объявление Александра Ситковецкого: "Итак, на сцене рок-группа "Автограф"... "Автограф"... "Автограф"...
Всеволод Баронин обозреватель, журналы "PLAY" и "ALIVE".