Историческая справка
Рождена в год Крысы матерь-молнией от грома-отца. Нарек именем
Алиса ее сказочник-странник Святослав Задерий. У
колыбели бражничали гурьбой олухи царя
небесного - Задерий, Шаталин, Нефедов,
Кондратенко, Борисов.
В год Быка черной ночью на красных
горах приняла крещение огнем от
горлопана-расстриги Кинчева Коськи и
кощея-горемыки Петьки Самойлова. Энергию грозы в
слово облекать училась у отпетых кощунников
Задерия, Кинчева, Самойлова, Кондратенко,
Нефедова.
В год Тигра засеяла поле по ту сторону добра и зла да в сторожах ожидать всходов
знатных поставила Кинчева, Самойлова,
Кондратенко, Нефедова и Васильева Серегу.
В год Зайца не точила лясы, не хоронилась под кустом, а собрала урожай, испекла
хлеба, да накормила страждущих. Блокадой
спеленутых, да еще, пуще того, на Адский союз
словом посягнуть рискнула, и вместе с ней, рука об
руку, Шаталин, Нефедов, Кондратенко, Самойлов да
Кинчев.
На тропу войны год Дракона ей встать повелел. Сказано - сделано. За правое дело
с великой радостью бой держала. А вместе с ней, к
плечу плечо, рубились да пировали победу Кинчев,
Самойлов, Шаталин, Кондратенко, Нефедов да еще
Журавлев "Пончик".
Летней ночью года Змеи в дремучей
чаще мертвого леса на шестом холме шестидесяти
земель приняла цветок озарения из рук шестого
лесничего, заглянула в глаза бессмертных да по
шестой части света молвой прозвенела. При
ритуале посвящения млечным соком цветов
волшебных бодрились Кинчев, Самойлов, Нефедов,
Чернов дядя Миша да Игорек Чумычкин, Чума, стало
быть.
В следующий год взнуздала коня златогривого, обзавелась нагайкой-звездой и айда
гулять по просторам необозримым, местам
сказочным, заповедным. Куда ни завернет - везде
свистопляс, хоровод-гулянка. Никакого спасу не
стало, да и не надо ей его. Безобразия чинит
весело, легко, а помощники ей в этом все те же
Кинчев, Самойлов, Шалапут Шаталин, Нефедов Миха,
Чума да еще Андрюха Королев.
В год Козла обручилась с ветром, села на помело и понеслась над облаками звезды
чехардой слов морочить. Что с нее, пропащей,
взять? Летит над землей, где ни остановится везде
шабаш чинит и снова свой путь налаживает. И
вместе с ней летят да песни горлопанят Кинчев,
Самойлов, Шаталин, Королев, Нефедов, Чума.
В год Обезьяны обратила глаза к Луне да так и замерла, зачарованная, собирая в
ладони лунные кольца. А вокруг дрожали в степи
ночные костры, к которым стягивалась Армия,
готовая шагнуть и в огонь, и в воду - по ее единому
слову. А принимали бойцов на круги своя те же
Кинчев, Самойлов, Шаталин, Нефедов, Королев, Чума.
А над ними опрокинулось глубокое небо в звездах,
а под ноги им растекалось рек серебро, да от
безумства хмельного ветра согревала их на лунном
пути костров горячая медь... Так и несло налегке
Кибитку, лихое братство, только Алиса все
смотрела на небо, собирая в горсти тонкие блики.
Год спустя назвала имена тех, кто свалился с Луны, да учиться у птиц песням
оставила в Дураках Кинчева, Самойлова, Королева,
Нефедова, Чуму и Шаталина. Век бы ей тешиться,
веселить почтенный народ, выше ветра головы не
носить. А позарилась на Перунов цвет да хватила
жару, так что остались покаянными бражники
вчетвером - Шаталин, Самойлов, Нефедов, Кинчев. И
горевали вместе.
Год Собаки венчал ее черной меткой. Не дрогнула, приняла раскрытые руки и
отправилась в путь, не касаясь небес, до самого
края земли - по горячему следу. А вместе с ней в
полуденных, спелых травах по плечи, умываясь
маковой росой, гуляли, пели, шли своей тропой
Кинчев, Шаталин, Нефедов да Петя Самойлов. И между
ними куполом зажглась радуга.
В канун года Свиньи там, на краю, на грани тени и света, где дважды в день встречаются
две зари и величают повелителем Солнце в
огненной колеснице, увидели они, как поднимается
на небо новая звезда - звезда Свиней, грозящая
миру печатью Зверя, тревожной участью перемены
времен. И тогда повернули обратно - успеть
предвидеть и предсказать, и так встретили год
Свиньи Кинчев Коська, Петька Самойлов, Миша
Нефедов, Андрюха Шаталин, Алиса - который год
своего пути, а сколько еще впереди им назначено...
А над ними все горит Солнце и блеском холодит
подковы ржаных коней.
В наступивший год Крысы собирала гостей. Затем, чтобы в их кругу, рука об руку, к
плечу плечо, рассказать, как была рождена
матерь-молния от грома-отца и нарек ее именем
Алиса сказочник-странник. Как ловила сачком
облака. Как, расставив руки, узнавала себя
летящей. Как играла в войну с теми, кто дерзнул
уснуть летней ночью и командовала "Огонь!"
игрушечной артиллерии. Пока не началась
всамделишная война и не пришлось вооружаться
всерьез. Как прозвенела молвой по шестой части
света. Как венчалась у алтаря, когда наступила
осень... Так, год за годом, от Крысы до Крысы
столовала Алиса свои года по старшенству,
именами, назвав всю вереницу их - "Джазом".
Вместе с нею светлели и брались за руки
Константин Кинчев, Петр Самойлов, Михаил Нефедов,
Андрей Шаталин. Не узнав, что на одном из древних
языков "джаз" означает "плач"...
В следующий год, оглянувшись, увидела свое имя вечно бегущим по степи
перекати-полем, сплетенных из сухих полуденных
трав, жестким и легким. Таким, чтобы табор,
который вечно кочует, мог повсюду брать его за
собой и не повредить по дороге.
Так и бродят по земле, Господи спаси их, Дурни: Кинчев,
Самойлов, Шаталин, Нефедов - который год своего
пути, а сколько еще впереди назначено... А над ними
по сей день горит Солнце и блеском холодит
подковы ржаных коней.
В ноябре 1983 года из
музыкантов ДЕМОКРИТОВА
КОЛОДЦА и ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА во
главе со Святославом
"Алисой" Задерием
собралась новая группа. Свою
кличку Слава сделал названием
команды и, таким
образом, сразу связал
новорожденную группу
родственными узами со Страной
Чудес и Зазеркальем. За первый
год своего существования АЛИСА
стяжала себе известность в
стенах питерского рок-клуба и
чуть-чуть за его пределами, но,
по воспоминаниям самих
музыкантов, "настоящая
жизнь" началась только после
того, как Задерий пригласил в
группу москвича Костю Кинчева,
взамен Бори Борисова, прежнего
вокалиста.
В феврале 85-го
состоялись первые репетиции в
обновленном составе, а в марте
того же года АЛИСА стала
лауреатом З-го фестиваля
Ленинградского рок-клуба, как
бы отметив свое второе
рождение. 1985 год, принес АЛИСЕ
еще одну перемену. Гитарист
Андрей Шаталин получил диплом
железнодорожника и уехал по
распределению в Прибалтику, а
группа осталась без гитариста.
И тут появился Петя Самойлов,
который долгое время нигде не
играл. Кроме него на роль
гитариста претендовал Андрей
"Худой" Васильев. Слава
Задерий склонился к сторону
Пети: Петя сочинял песни. а
Худой - нет. (Год спустя, после
возвращения Шаталина, а
главное - в связи с уходом
лидера и бас гитариста Славы
Задерия в 1987 году,
Петя перешел на бас-гитару).
Свой первый альбом "Энергия"
АЛИСА сделала в жестком
нововолновом ключе, насколько
это было возможно с саксофоном,
флейтой, скрипкой и
виолончелью... "Энергия"
стала одной из первых в русском
роке пластинок, изданных
государственной фирмой
грамзаписи "Мелодия". По
официальным данным, тираж
превысил 1 000 000 экземпляров.
В 1986 году АЛИСУ стало лихорадить -
два лидера никак не уживались в
одной группе. "По ту сторону
добра и зла" (программу,
сыгранную на IV фестивале
ЛенРок - клуба) они сделали еще
вместе, а осенью на одном из
концертов Задерий сказал
остальным: "Подождите, я
сейчас..." и исчез.
"Алисовцы" в спешном
порядке нашли замену - басиста
группы КИНО Игоря Тихомирова,
которому тут же, в гримерке,
показали нужные аккорды.
Через некоторое время Слава все же
вернулся в группу, и так
периодически то пропадал, то
снова появлялся в АЛИСЕ, пока в 1987
году не собрал новую команду
НАТЕ! - название для которой,
кстати, придумал Кинчев.
Весной
1987 года АЛИСА приступила к работе
над своим вторым альбомом -
"БлокАда". Альбом
получился заметно тяжелее "
Энергии" и гораздо более
цельным и продуманным, хотя
записали "Алисовцы" его за
три дня.
17 ноября 1987 года перед
концертом группы в
ленинградском Дворце спорта
"Юбилейный" произошел
инцидент, который вылился в
долгий судебный процесс,
традиционно называемый
"делом Кинчева".
Милицейский кордон не
пропускал Константина и его
первую жену, Анну Голубеву, и
когда, наконец, Костя,
взвинченный, вышел на сцену,
одну из песен ("Эй, ты, там, на
том берегу") он посвятил:
"иностранным гостям,
присутствующим в этом зале
ментам и прочим гадам". Через
несколько дней в ленинградской
газете "Смена" появилась
публикация 24-летнего Виктора
Кокосова, названная
""Алиса" с косой
челкой" : "Хайль, Гитлер, на
том берегу", - прокричал в
микрофон солист группы
К.Кинчев. Часть, зала застыли в
недоумении уж не ослышались ли?
Другая часть, перед эстрадой,
казалось, ничего не заметила и
продолжала раскачиваться из
стороны в сторону в такт
музыке".
Надо ли говорить, как воспринял
Константин обвинение в
фашизме. АЛИСА подала на
"Смену" в суд за клевету.
Разбирательство должно было
состояться в начале 1988
года в зале Куйбышевского
райнарсуда (г. Ленинград), но
власти, естественно,
воспротивились суду над
газетой. В то время это было
невозможным. В начале марта
Кинчева арестовали на квартире
у директора АЛИСЫ А.Тимошенко
за, якобы, учиненный там пьяный
дебош, а через три дня - без
всякого повода, в подъезде.
Дело отложили до 23 марта, взяв с
АЛИСЫ подписку о невыезде. На
следующий день группа уехала с
концертами в г. Псков. По
возвращении Костю посадили на 7
суток, сославшись на
"убитого в Пскове
милиционера", но потом
вынуждены были отпустить - за
отсутствием состава
преступления.
Незадолго до последнего заседания суда (3
октября 1988 г.) газета
опубликовала официальное
извинение перед музыкантами
группы - буквально в несколько
строк, после чего АЛИСА решила
прекратить дело.
Трудно сказать, то ли
"утяжеление" стиля, то ли
неспокойная участь музыканта
скандальной АЛИСЫ заставили по
завершении дела уйти из группы
Андрея Шаталина и Павла
Кондратенко. Кондратенко
создал собственную группу
ЗАМОК 30 и записал несколько
альбомов, пока в 1990 году не
продал свои клавиши и
окончательно канул в
творческое небытие. В 1988 году
АЛИСУ оставил еще один
музыкант Саша "Пончик"
Журавлев, и весь следующий год
с группой выступал саксофонист
ДДТ "дядя Миша" Чернов.
В начале года в АЛИСЕ появился
новый гитарист Игорь Чумычкин,
игравший в московской группе 99%
и участвовавший в записи
альбома Юры Наумова
"Перекати - поле". По
рекомендации Юры Чума и
оказался в АЛИСЕ вместе с
клавишником из 99%) Андреем
Королевым.
В новом составе АЛИСА записала
"Шестой Лесничий" и
параллельно, на одном дыхании,
полуакустический-
полухулиганский альбом "206,
ч.2", который практически
сразу исчез и нашелся только
через несколько лет в городе Жиганске
(!). Летом 1989 года в АЛИСУ
вернулся Андрей Шаталин.
Следующий альбом "Шабаш" решили
сделать концертным. Его
сводили на студии ВПТО
Видеофильм, и от концертного
варианта, записанного в
Лужниках 28.10.90 года, остались,
дай Бог, ритм-секция и
восторженные возгласы
зрителей возле сцены, но
атмосфера концерта от этого не
пропала, и "Шабаш" - самый
"живой" альбом за всю
историю группы. На той же
студии "Алисовцы"
записали "Для тех , кто
свалился с Луны" -
мистический, в духе бродячего
балагана, "маленький,
забытый всеми Театр". Этот
альбом стал последним
выпущенным на виниле все
последующие издавались только
на кассетах и CD. В 1992 году
группа впервые едет на
гастроли в Израиль. "Черную
Метку" АЛИСА отыграла как
реквием: 12 апреля 1993 года
гитарист группы Игорь Чумычкин
покончил с собой выбросившись
из окна квартиры в Москве. В альбом
вошли три песни самого Игоря,
одну из которых Чума закончить
уже не успел, и за него это
сделал Кинчев. В апреле 1994 года
в Москве в ДК им. Горбунова
состоялась презентация
"Черной Метки" и
празднование 10-летнего юбилея
группы.
Практически сразу после выхода "Черной
Метки", проехав мощным
"Метка - туром" "по
просторам необозримым, местам
сказочным заповедным" (по
всей стране до самого
Владивостока), АЛИСА
приступила к работе над новой
программой "Джаз",которая
была записана осенью 1995 года.
В этом же году группа участвует в
концерте "Музыканты Храму
Христа Спасителя", а все лето
1996 года дает концерты по России
вместе с другими известными
музыкантами в туре "Голосуй
или проиграешь.
На протяжение своей почти пятнадцатилетней карьеры на рок-сцене - шумной, яркой, а порой и весьма противоречивой, 'АЛИСА' неизменно поляризует общественное мнение, вызывая, с одной стороны, пламенное восхищение, а с другой - столь же эмоциональное неприятие. Вместе с тем даже ее противники не в силах отрицать того, что 'АЛИСА' остается одним из наиболее удивительных художественных феноменов, рожденных отечественной рок-культурой, а ее лидер Костя Кинчев (настоящее имя Константин Панфилов; p. 27 декабря 1958, Москва) принадлежит к числу наиболее самобытных поэтов российского рока.
Как идея, 'АЛИСА' появилась на свет в марте 1983, когда Святослав Задерий (p. 30 июня 1960, Ленинград), в прошлом бас-гитарист хард-роковых групп 'ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ' и 'ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР', собрал вместе молодых музыкантов, разделявших его интерес к новой волне, реггей, глэм-року и рок-н-роллу.
Основу новой группы, поначалу назвавшейся 'ДАФНА' (это название предложил благоволивший к ним Николай Михайлов, в ту пору президент Ленинградского рок-клуба), а позднее 'МАГИЯ' (под которым она была принята в рок-клуб и дала первые концерты), составили музыканты 'ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА', откуда помимо самого Задерия пришел Михаил Нефедов (p. 10 января 1961, Ленинград; барабаны), и 'ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА', где годом раньше впервые встретились Андрей Шаталин (p. 6 апреля 1960, Красноярск; гитара) и Павел Кондратенко (клавишные).
На протяжении следующего года группа безуспешно пыталась пробиться на сцену 1-го Ленинградского рок-фестиваля, сменила репертуар, название и двух вокалистов (одним из них был Олег Эльтиков, позднее работал в 'БУРАТИНО-БЭНД', а другим - не прижившийся поначалу Петр Самойлов (p. 20 ноября 1958, Ленинград), который промелькнул в 'МАГИИ'/'АЛИСЕ' по пути из 'СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК' в 'ПАТРИАРХАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ'), а весной 1984 представила на суд зрителей 2-го фестиваля рок-клуба концептуальную программу 'Кривозеркалье', в которой фантасмагорические образы и сюжеты, навеянные книгой Кэрролла (откуда, собственно, и появилось название 'АЛИСА'), переплетались с утрированно гротескным изображением повседневной жизни.
'АЛИСУ' заметили, однако настоящий успех пришел к группе лишь весной 1985, когда очередного вокалиста Бориса Борисова сменил у микрофона Костя Кинчев, переехавший в Питер, где он нашел более благодатную почву для воплощения своего замысла. До 'АЛИСЫ' он имел опыт работы преимущественно в группах второго эшелона, игравших на танцплощадках Подмосковья. Случайная встреча со Славой Задерием решила судьбу обоих - и Костя отправился в северную столицу, где с помощью Славы и музыкантов 'СЕКРЕТА' в феврале 1985 записал свой соло-альбом 'Нервная ночь', который увидел свет под вывеской 'ДОКТОР КИНЧЕВ И ГРУППА СТИЛЬ'. Так Костя Панфилов приобрел имя, под которым ему и было суждено прославиться.
Выступление 'АЛИСЫ' на 4-м Ленинградском рок-фестивале стало сенсацией - во многом благодаря актерскому дарованию Кинчева, которое раскрылось после встречи с подходящими партнерами, своеобразному мелодическому чутью, его ярким и образным текстам. Одаренный поэт, Кинчев изобразил в своих песнях галерею монстров, порожденных фобиями урбанистической цивилизации, создал своеобразный поэтический мир, независимый как от символистских традиций Питера, так и от ерничества нововолновых москвичей, обнаружил явное чувство юмора, а еще позже написал песни 'Мое поколение' и 'Мы вместе', которые на много лет стали символом единения, которое предлагал молодым рок-н-ролл, и сделали самого Кинчева абсолютным кумиром подростков.
Летом 1985 'АЛИСА' снялась в двухсерийном телефильме 'Переступить черту' (сценарий А. Житинского по детективной повести С. Родионова), а осенью того же года, во время записи своего дебютного альбома 'Энергия' на студии Андрея Тропилло, распалась на несколько самостоятельных фракций: Кинчев, вернувшийся в июне, чтобы заменить уехавшего по распределению Шаталина, Самойлов и Нефедов пытались организовать группу 'РАДОСТЬ'; Кондратенко и джазовая певица-гитаристка Людмила 'Терри' Колот создали проект 'АВРОРА', а Задерий спешно искал новых музыкантов. В самом начале 1986 он собрал новую версию группы в составе Кондратенко, Нефедова, вернувшегося в Питер Шаталина и Колот, однако через два месяца, так и не дав ни одного выступления, она развалилась (последние двое отделились, создав свою группу '?ТО ДЕЛАТЬ').
Лишь в апреле 1986, в предвкушении надвигающегося 5-го фестиваля, два лидера 'АЛИСЫ' нашли в себе силы объединиться и вновь удостоились звания лауреатов, выступив с великолепной программой 'По ту сторону добра' (к сожалению, ее в то время не удалось записать на пленку, хотя все песни позднее вошли в те или иные альбомы). В состав 'АЛИСЫ' во время фестиваля входили Кинчев, Задерий, Самойлов, Кондратенко, Нефедов, а также гитарист Сергей Васильев (p. 2 июля 1961, Ленинград) и трубач-флейтист Олег Васильев (однофамилец предыдущего). Помимо них в фестивальном концерте принимал участие Алексей Рахов из 'АВИА'. В тот же период группа приняла участие в съемках художественной ленты Валерия Огородникова 'Взломщик', в котором Кинчев (лишь с относительным успехом) сыграл главную роль, и документального фильма Рашида Нугманова 'Йях-ха'.
В концертах лета 1986 были задействованы гитарист 'ДЖУНГЛЕЙ' Андрей Отряскин и саксофонист Сергей Ячменев, но состав стабилизировался лишь в сентябре, когда в 'АЛИСЕ' вновь появился Андрей Шаталин. Осенью группа с успехом выступила на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва). В конце года Слава Задерий объявил о создании новой группы 'НАТЕ'. На протяжении 1987 'АЛИСА' интенсивно гастролировала по всей стране, в июне 1987 выпустила альбом 'Блок ада', который знаменовал возвращение группы к бестрепетному и несколько прямолинейному рок-н-роллу, однако завербовал для нее новые тясячи поклонников. Олега Васильева летом 1987 сменил бывший саксофонист 'ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК' Александр Журавлев.
Успех киноролей Кинчева, широкое распространение записей группы и снятие многих идеологических барьеров, которые сделали возможными гастрольную практику и концерты на стадионах для групп, еще год назад находившихся в глубоком подполье, способствовали быстрому росту популярности 'АЛИСЫ', что на определенном этапе вызвало к жизни феномен 'алисомании'. Выступления группы начали превращаться в пугающий непосвященных ритуал поклонения любимым артистам, сопровождаться различными эксцессами, причиной которых нередко оказывалась лишь слабая организация концертов. В 1987 возникло так называемое 'дело Кинчева'. Началось оно 17 ноября во Дворце спорта 'Юбилейный', когда ретивые милиционеры не пропускали жену Кинчева на концерт 'АЛИСЫ'. Позвали Кинчева. Он подошел за ограждение к жене (в это время она была на седьмом месяце беременности), а назад ни его ни ее уже не пустили. Очередная попытка объясниться закончилась как со стороны милиции, так и со стороны музыканта рукоприкладством, и он был брошен в 'воронок'. После вмешательства администратора Кинчева освободили; после чего концерт группы все-таки состоялся. Но на этом инцидент не закончился: были статьи в газетах (в 'Смене' высказывались обвинения в адрес Кинчева в пропаганде неонацизма), письма деятелей культуры и пр. Группа на полгода была лишена концертной деятельности. По совету адвоката Кинчев и его жена (в январе благополучно родила) подают иск в прокуратуру по поводу событий на служебном входе, а группа - в суд на газету 'Смена'. 'Дело' закончилось только спустя несколько месяцев: Костю взяли на поруки, а газета 'Смена' в одной из своих статей публично извинилась перед Кинчевым.
В первой половине 90-х годов 'АЛИСА' интенсивно гастролировала по стране, играла на всевозможных фестивалях, записала двойной концертный альбом 'Шабаш' (1991), включавший как старые хиты, так и новый материал и великолепно отражающий волнующую атмосферу выступлений группы. Затянувшаяся пауза в появлении новых студийных работ закончилась в 1992, когда 'АЛИСА' подписала контракт с 'Moroz Records', выпустившей ее альбом 'Для тех, кто свалился с Луны' (1993) и все последующие. В этот период сама 'АЛИСА' поддерживала (в том числе и материально) издание музыкального альманаха 'Иванов' и журнала 'Шабаш', издателем которых был тульский журналист Сергей Степанов.
В начале 1996 группа 'АЛИСА' приятно удивила, выпустив мелодически свежий, полуакустический альбом 'Джаз', на котором были собраны песни, прежде звучавшие лишь на сольных концертах Кинчева. Значительную роль в записи альбома сыграл экс-музыкант 'БРИГАДЫ С' Рушан Аюпов (баян, клавишные, вокал). Помимо него в работе над 'Джазом' участвовали Сергей Рыженко (скрипка), Сергей Воронов из 'КРОССРОУДЗ' (губная гармоника) и духовая секция той же 'БРИГАДЫ С'. На FM-радио моментально зазвучали песни Перекресток, Дождь, Театр, Ночные окна.
В 1996 и 1997 'АЛИСА' принимала участие в питерских рок-фестивалях, которые проводил Театр 'ДДТ', а осенью 1997, после выхода альбома 'Дурень', начала репетиции новой программы.