Лерман Александр |
|
Историческая справка
Александр Лерман был не просто одним из первых советских рок-героев, он был тем, кто стоял у истоков национального русского рока (позже это направление в коммерческом ключе разрабатывалось прочими эпигонами).
Саша родился 24 мая 1952 года в Москве, окончил спецшколу при муз. училище им. Гнесиных по классу виолончели. Еще в школе начал играть и петь репертуар Битлз в камерном ансамбле "Виолончелисты". Дружил с самодеятельным бит-музыкантами, а в 1968 сам получил известность в московской группе "Ветры перемен". Однако по-настоящему серьёзным музыкантом он стал в первом составе "Скоморохов", к сожалению, записей того времени не сохранилось. В тот период Лерман принял участие в создании короткой русскоязычной рок-оперы "Муха-Цокотуха". Тогда же, ещё до Градского, он создает первые образцы аутентичного "русского рока" - песен не просто на русском языке, а базирующихся на русской музыкальной традиции. В его музыке - ирландское, еврейское и другие влияния, но наиболее силен русский акцент. Другие тоже пели бит на русском языке, но у Лемана была живая фолклорная струя.
В 1970 Александр уезжает в Литву и поступает в Вильнюсский Государственный университет, где изучает английский язык и культуру. Европейская филология, так же как и музыка - увлечение Лермана на всю жизнь. Литва привлекала меньшей скованностью и "совковостью". Александр летал на концерты "Скоморохов" из Вильнюса в Москву. Это, конечно, было неудобно, и в 1972 Александр возвращается в Москву, чтобы начать профессиональную работу на сцене в составе "Весёлых ребят" - в начале 70х сильной во всех отношениях бит-группы.
И на гастролях, и на концертах с Александром всегда книги по искусству и истории. Лингвистика - эта страсть с детства. Музыканты ансамбля говорят о Лермане не только как о классном певце, но и интелектуале, выделявшемся умом, тактом и чувством собственного достоинства. Солистом "Веселых ребят" Александр исполнил такие хиты, как "Варшавский дождь", "Я к тебе не подойду", "На перекрёстке" (Фогерти). Последняя песня была не единственной из репертуара "Криденс", которую он замечательно пел. Лерман участвовал в записи множества пластинок ансамбля и первого диска-гиганта - "Любовь - огромная страна" (запись 1973). В тот период почти везде в звучании "Веселых ребят" как солист доминирует Лерман, подпевки совершенно неопределимы, все терции - подстроены под тембр Лермана, под его фирменный жесткий вокал.
В начале 1974 Лерман переходит в "Аракс", ставший тогда ансамблем Театра им. Ленинского Комсомола. Сохранился видеофрагмент выступления "Аракса" в составе - Лерман, Шахназаров, Полонский (все - бывшие "Скоморохи"!) в эпизоде на танцплощадке в фильме Г.Данелия "Афоня" (1974). Там они исполняют хит того времени "Мемуары" (и песня из репертуара "Скоморохов"!). В Ленкоме Лерман работает один сезон и участвует в постановке "Тиль" (авторы Ген.Гладков - Гр.Горин) - "мюзикл, оперетта, темп, сила звучащей ноты, ритм - режиссерская стихия Захарова". Но в конце 1974 Александр решает возвратиться к концертной работе и переходит в ВИА "Добры молодцы". Поработал там очень недолго, и сразу после распада первого состава ансамбля в 1975, получает приглашение от Давида Тухманова записать композицию "Сердце, мое сердце" для альбома "По волне моей памяти". Позднее, в том же 1975, Лерман на короткое время возвращается в "Веселые ребята". Но там, как и везде, не имеет возможности петь и записывать собственные, дорогие ему песни. Желание выразить себя полностью так и остается нереализованым, и Александр принимает решение о выезде из СССР. Последнее выступление на родине проходит сольно в декабре 1975 в Архитектурном институте. А в 1976 г. Лерман навсегда уезжает зарубеж.
В Сан-Франциско вместе с Юрием Валовым из "Скифов" и "Голубых гитар" Александр создал группу "Sasha & Yuri". Одной из композиций, которые участникам "не давали играть в СССР", и которые они получили возможность играть в свободном мире, был "Day Tripper" (очень близко к оригиналу). Американское радио предоставляет эфир русским музыкантам, пресса отмечает их работу.
В 1977 закончивается музыкальная карьера в США, стихает шумиха вокруг советских музыкантов, выбравших для себя свободу. Лерман сдает экзамены и поступает в аспирантуру, чтобы закончить свое филологическое образование. В 1985 защищает докторскую диссертацию. А в 1989 помогает создать кафедру русского языка и литературы в Делаверском университете, где становится профессором.
Серьезную музыкальную карьеру в Америке Лерман делать не пытался, его музыкальные корни остались в Росcии. Но в 1994 и в 1998 с друзьями из "Аракса" и "СВ" он записывает два диска старых песен из репертуара группы "Ветры перемен". Вот как Лерман сам характеризует эту работу:
"Все эти песни, несмотря на их разность, объединяет всегда дорогая автору ("Веселые ребята" не в счет) эстетика живого звучания, внутренней сдержанности и экономии средств, а также мелодика, усвоенная главным образом из народных песен тверской губернии (откуда родом мать сочинителя) и из знаменитого распева - и не без влияния со стороны английских преимущественно музыкантов, которых слушатель без труда определит".
Александр Лерман 1994г.
Сергей Грибушин