ДДТ |
|
Историческая справка
Эта история началась жарким олимпийским летом 80-го в Уфе, столице Башкирии, небольшой республики на полпути между Поволжьем и Уралом, когда Юрий Шевчук двадцатитрехлетний дипломированный художник, гитарист-самоучка и начинающий поэт, заглянул в один из местных домов культуры, в котором четверо молодых людей - Рустем Асанбаев, Геннадий Родин, Владимир Сигачев и Рустем Каримов - пили пиво и в свое удовольствие играли песни любимых западных групп. Шевчук заглянул на минутку, а остался, как оказалось, навсегда. Так на свет и появилась группа ДДТ, ядовитое имя которой долгие годы отравляло жизнь тем, кто семьдесят лет решал, какие песни петь и какие книги читать народам тогдашнего СССР. В последующие годы ДДТ не раз меняли свой состав, место жительства и профессиональный статус неизменными оставались лишь две вещи: личность автора всех песен группы Юрия Шевчука и его творческое кредо. На протяжение этих лет Шевчук зарекомендовал себя как не только классный музыкант, автор множества ставших хитами песен, но и как человек, всегда готовый открыто заявить о своей гражданской позиции. Еще на заре своей истории ДДТ начали задавать острые и порой весьма болезненные для истории нашей страны вопросы, будь то агрессия в Афганистане, диктат продажной бюрократии, засилье фальши и лицемерия в официозном искусстве, бедственное положение культуры на задворках "Великой Империи"... Едва ли не самой важной для Шевчука всегда оставалась тема личной ответственности человека за судьбы мира, тема нравственного выбора между конформизмом и совестью. Две первых записи, сделанные кустарным способом в домашних условиях, легли в основу магнитофонного альбома "Свинья на радуге"(1982), который разошелся по стране и сделал имя группы известным далеко за пределами Башкирии.
Весной 1982 ДДТ приняли участие в конкурсе "Золотой Камертон", который проводила московская газета "Комсомольская Правда" и стали его лауреатами, однако, это никак не сказалось на дальнейшей судьбе группы. Желание продолжать работу и донести свою музыку до слушателей заставили лидеров ДДТ Шевчука и Сигачева искать приюта в Череповце, где работала знакомая им по конкурсу группа РОК-СЕНТЯБРЬ. С участниками РОК-СЕНТЯБРЯ в качестве сессионных музыкантов, был записан второй альбом ДДТ "Компромисс" (1983).
В мае 1983 группа с успехом выступила на стадионе "Лужники" в Москве, в программе официально санкционированного трехдневного фестивале "Рок за мир", однако, ее выступление было вырезано из посвященной событию телепрограммы. На следующий год в Уфе был записан альбом "Периферия", после чего участники ДДТ - и прежде всего сам Шевчук -подверглись жестким преследованиям со стороны местной администрации и КГБ (а доброхоты из местной газеты заклеймили их как "агентов Ватикана!") и были вынуждены покинуть дом. Некоторое время Шевчук провел в Свердловске, где играл с участниками группы УРФИН ДЖЮС, а в 1985 перебрался в Москву. В марте того же года он впервые дал концерт в Ленинграде.
Лишенный возможности работать нормально, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах - соло или дуэтом со скрипачем, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко. Их акустический альбом "Москва. Жара" (1985) в то время имел довольно широкую известность. Те же двое, плюс Сигачев, знаменитый фри-джазовый саксофонист Сергей Летов, а также уфимцы - гитарист Нияз Абдюшев и барабанщик Сергей Рудой - записали в ноябре 1985 альбом "Время".
В канун Нового 1987 года в Ленинграде сложился костяк нового состава ДДТ: Андрей Васильев (гитара, вокал), Вадим Курылев (бас, флейта, вокал) и Игорь Доценко (барабаны), который дебютировал 23 января в Рок-клубе, на концертном мемориале легендарной питерской группы РОССИЯНЕ (участником которой был, между прочим, нынешний директор ДДТ Евгений Мочулов).
Весной 1987 ДДТ представили свою программу аудитории V Ленинградского Рок - Фестиваля и стали его главным открытием. Позднее в том же году ДДТ с триумфом выступили на Всесоюзных Рок-фестивалях в подмосковных Черноголовке и Подольске в составе, который усилил клавишник ЗООПАРКА Андрей Муратов. В сентябре 1988 года в рядах группы появился знаменитый джазовый саксофонист Михаил Чернов, игравший везде - от биг-бэндов до ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ Сергея Курехина, и звезд местной рок-сцены.
Летом 1988 группа повторила успех на VI Ленинградском фестивале, проехалась с концертами от Балтики до Тихого океана, а ленинградское отделение фирмы "Мелодия" выпустило пластинку лучших песен ДДТ "Я получил эту роль".
Если конец 80-х ДДТ провели в непрерывных гастрольных поездках и несколько раз выезжали за границу (США, Франция, Япония, Венгрия, Польша, а позднее Израиль и Великобритания), то начало 90-х они встретили в студии. С выходом альбома "Оттепель" (1991) в жизни группы начался новый этап. ДДТ резко сократили число концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные, связанные общей концепцией и режиссурой программы ("Черный пес Петербург" в 1992, "Это все..." в 1994, "От и до" летом 1995), подтверждая свой статус регулярно выходящими альбомами ("Пластун", "Актриса Весна", "Это все"). Одними из первых ДДТ решили взять в свои руки контроль за изданием своей музыкальной продукции, открыв собственную студию и лэйбл DDT Records.
27 мая 1993 года, в день рождения Санкт-Петербурга, ДДТ дали открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120.000 человек. Тем же летом группа приняла участие в рок-фестивале "Белые Ночи Санкт-Петербурга" в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии "Овация" (местный аналог Grammy) - как Лучшая Рок-Группа Года, а сам Шевчук удостоился титула Лучший Рок-певец Года.
В январе 1995 года Шевчук отправился с миротворческой миссией в район военных действий в Чечне, где дал около пятидесяти концертов для российских воинов.
25 июня 1995 года ДДТ дали грандиозный (и, вероятно, крупнейший в истории отечественного рока) соло-концерт на стадионе "Петровский", который посетило несколько десятков тысяч человек. На сегодня ДДТ являются единственной в России группой, способной привлечь внимание столь значительных аудиторий.
Хотя на первых порах музыка ДДТ тяготела к традициям 70-х (рок-н-ролл, блюз, хард-рок), со временем мелодический язык Шевчука стал более разнообразным: альбомы середины 80-х включали элементы новой волны, позднее усилились интонации народной музыки, традиционного русского мелоса, а альбомы начала 90-х демонстрируют массу отличных баллад и поп-хитов, сделавших ДДТ одними из наиболее успешных и популярных исполнителей в российского рока.
ДДТ снялись в документальных фильмах "Я получил эту роль" (реж.А.Мельниченко, 1983), "Рок" (реж.А.Учитель, 1987), "Игра с неизвестным" (реж.П.Солдатенков, 1988) и "Лимита" (реж.Е.Головня, 1989),а сам Шевчук сыграл главную роль в художественном фильме С.Сельянова "Духов день" (1991).
Андрей Бурлака
Группа "ДДТ" создана в 1981 году в Уфе Юрием Шевчуком и участниками ансамбля ДК "Авангард" Сигачевым, Каримовым, Родиным и Асанбаевым. Шевчук был тогда студентом пятого курса Уфимского университета, имел специальность художника-оформителя, получил уже некоторую локальную известность как бард и победитель фестивалей авторской песни, иногда выступавший перед студентами.
Две первых записи, сделанные кустарным способом в домашних условиях, легли в основу магнитофонного альбома "Свинья на радуге" (1982), который разошелся по стране. В 1982 группа приняла участие в конкурсе "Золотой Камертон", который проводила московская газета "Комсомольская Правда", и стала его лауреатом. На заключительном концерте этого конкурса в столичном спорткомплексе "Орленок" Шевчук и его музыканты знакомятся с череповецкой группой "Рок-сентябрь". И когда у "ДДТ" начинаются проблемы в Уфе, Шевчук и Сигачев уезжают в Череповец, где вместе с музыкантами "Рок-сентября" записали второй альбом "Компромисс" (более известный, как "Монолог в Сайгоне").
В мае 1983 группа с успехом выступила на стадионе "Лужники" в Москве, в программе официально санкционированного трехдневного фестиваля "Рок за мир", однако ее выступление было вырезано из посвященной событию телепрограммы.
На следующий год в Уфе был записан альбом "Периферия", после чего участники "ДДТ" - и прежде всего сам Шевчук - подверглись жестким преследованиям со стороны местной администрации и КГБ и были вынуждены покинуть дом. Некоторое время Шевчук провел в Свердловске, где играл с участниками группы "Урфин Джюс", а в 1985 перебрался в Москву. В марте того же года он впервые дал концерт в Ленинграде. Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах - соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко. Их акустический альбом "Москва. Жара" (1985) в то время имел довольно широкую известность. Те же двое, плюс Сигачев, знаменитый фри-джазовый саксофонист Сергей Летов и гитарист из Уфы Нияз Абдюшев записали в ноябре 1985 альбом "Время". Поскольку в Уфе преследования "ДДТ" продолжаются, Шевчук решает переехать в Ленинград. Сигачев же остается в Москве, где собирает собственный проект "Небо и Земля". В канун 1987 года в Ленинграде сложился костяк нового состава "ДДТ": Андрей Васильев (гитара, вокал), Вадим Курылев (бас, флейта, вокал) и Игорь Доценко (барабаны), который дебютировал 23 января в Рок-клубе, на концертном мемориале легендарной группы "Россияне". В апреле того же года к ним присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев, бывший участник группы "Санкт-Петербург".
Весной 1987 "ДДТ" представила свою программу на 5 рок-Фестивале и собрали урожай призов: всей группой - "За мощь", лично Шевчук - за вокал и актерское мастерство, Чернов - как лучший саксофонист. Позднее в том же году "ДДТ" с триумфом выступила на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковных Черноголовке и Подольске (где с группой в последний раз вышел на сцену Сигачев). Тогда же состав "ДДТ" усилил клавишник Андрей "Мурзик" Муратов из "Зоопарка". В тот же период с ними начал работать и Александр Бровко (губная гармоника, гитара). Летом 1988 группа повторила успех на очередном Ленинградском фестивале, проехала с концертами по всей стране - от Белоруссии до Дальнего Востока - и записала новый альбом "Я получил эту роль" на ленинградской студии фирмы "Мелодия".
Если конец 80-х "ДДТ" провели в постоянных гастролях по стране, формируя собственную аудиторию, и несколько раз выезжали за границу (США, Франция, Япония, Венгрия, Польша, Великобритания, Израиль), то начало следующего десятилетия они встретили в студии. С выходом в 1991 году альбома "Оттепель" в деятельности группы начался новый этап. "ДДТ" значительно сократили число концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные и, как правило, связанные общей концепцией и режиссурой программы ("Черный пес Петербург" в конце 1992, "Это все..." весной 1994, "От и до" летом 1995), подтверждая свой статус регулярно выходящими альбомами ("Пластун", "Актриса Весна", "Это все"). Одними из первых "ДДТ" решили сосредоточить контроль за своей издательской и концертной деятельностью в одних руках, организовав собственную фирму "Театр ДДТ", под крышей которой оказались студия, лэйбл "DDT Records", концертная компания.
27 мая 1993 года, в день рождения Санкт-Петербурга, "ДДТ" дали открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало несколько тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в рок-фестивале "Белые Ночи Санкт-Петербурга" в Берлине. В декабре 1994 Шевчук отправился в район военных действий в Чечне, где дал около пятидесяти концертов для российских воинов.
25 июня 1995 года "ДДТ" дали концерт на стадионе "Петровский", на котором присутствовало более сорока тысяч человек.
Хотя на первых порах музыка "ДДТ" тяготела, главным образом, к традициям 70-х (рок-н-ролл, блюз, хард-рок), со временем мелодический язык Шевчука стал гораздо более разнообразным: альбомы середины 80-х включали элементы новой волны, позднее усилилась интонации народной музыки, традиционного русского мелоса, а альбомы начала 90-х демонстрируют массу отличных баллад и поп-хитов, сделавших "ДДТ" одними из наиболее успешных и популярных исполнителей в новейшей истории русского рока.
В 1998 году "ДДТ", подготовив новую программу, решили первыми из российских рок-групп объехать с концертным туром весь мир от Петербурга до Австралии, чему намереваются посвятить ближайшие два года.
Группа и Шевчук в частности снялась в документальных фильмах "Я получил эту роль" (реж. А. Мельниченко, 1983), "Рок" (реж. А. Учитель, 1987), "Игра с неизвестным" (реж. П. Солдатенков, 1988) и "Лимита" (реж. Е. Головня, 1989); Юрий Шевчук помимо этого сыграл главную роль в художественном фильме С. Сельянова "Духов день" (1991)