Историческая справка
Группа с этим невероятным названием возникла в 1985 г. в небольшом городке Верхотурье на севере Свердловской области, когда трое местных музыкантов:
Ю.Демин, Ю.Аптекин и В.Пахалуев записали в домашних условиях альбом "Музыкальный фельетон о современной любви". Гармонически ясные, очень запоминающиеся
мелодии, живые и остроумные зарисовки в текстах - все это способствовало быстрому распространению альбома.
Неожиданный интерес к их творчеству побудил основателей Водопада существенно расширить состав группы и ускорить выпуск следующей программы -
"Водопад отвечает на письма" (1986 г.), которая, выйдя за пределы уральского региона, завербовала группе множество поклонников в Москве, Ленинграде
и других городах.
Затем последовал еще один музыкальный спектакль на пленке - "1-й Всесоюзный панк-съезд" (1987 г.), продемонстрировавший не только усложнение музыкального
языка Водопада, но и интерес группы к более серьезным проблемам нашего общества.
После ряда неудачных попыток группа в 1988 г. наконец сумела перейти от студийных опытов к концертам, в чем-то проиграв от отсутствия своего
"фирменного знака" - ускоренно-буратинистых голосов, но выиграв от живого общения с залом. Группа начала гастролировать, участвовала в фестивале
"СыРок-88" (Москва). На 4-м Свердловском рок-фестивале (октябрь 1988 г.) Водопад показал фрагменты своей новой программы "Водопад на Музыкальном ринге".
В начале 1989 г. стабилизировался состав группы:
Сергей Лукашин - автор, режиссер
Юрий Аптекин - гитара
Александр Мазанов - клавишные, вокал
Валерий Пахалуев - клавишные, вокал
Юрий Радисев - баян, вокал
Вячеслав Колясников - вокал, саксофон
Сергей Щербаков - ударные
Юрий Демин - звукооператор.
В начале 1990 г. Водопад потряс ряд изменений, следствием чего стало новое распределение сил. С.Лукашин уехал на новое место работы в Свердловскую область,
где образовал группу "Снегири", Ю.Аптекин и Ю.Демин вернулись к домашнему музицированию в Верхотурье, а оставшиеся участники группы во главе с
В.Колясниковым и гитаристом, менеджером Николаем Ваймером, приступили к подготовке новой программы.
Звезды на Урале размером с добрый пельмень и под ними хорошо планировать будущее. Идею - одну из тех, что свободно носятся в эфире - однажды занесло в бедовые головы двух друзей, Юры Демина и Юры Аптекина. Двухметровый патлатый Демин был видным меломаном и диск-жокеем, а миниатюрный Аптекин олицетворял мир свободного музицирования - от электрогитары на завалинке до хард-рок-гармошки. Жили два друга в нескольких километрах от райцентра Верхотурье и долгими обратными дорогами c дискотеки домой, прямо посреди ночных разговоров и звезд, начали мало-помалу сочинять песни. Тексты идеально вписывались в частушечный размер и были выстроены в жанре сельскохозяйственного реализма: А я работаю в колхозе, хожу в болотных сапогах/А ты Montana юбку носишь и красишь ногти на ногах...
Немногословный, но все понимающий Демин занялся звукорежиссурой и техническим обеспечением будущего проекта. На подмогу Аптекину был призван Валерий Пахалуев, легко переквалифицировавшийся из водителя тепловоза в вокалиста и электроклавишника. Так волею судеб и возник ВОДОПАД имени Вахтанга Кикабидзе , название которого означает, по одной из версий, Верхотурское Общество Дебильных Отщепенцев: Пахалуев, Аптекин, Демин . Вполне в национальных традициях - простенько и со вкусом. Вот только при чем здесь печальный грузин, воспевавший читу-бриту, свой возраст и свое богатство - непонятно.
Нельзя, хотя бы вкратце, не описать тот ставший со временем легендарным ландшафт, который окружал будущих героев провинциального рок-н-ролла. В Верхотурье, расположенном в двухстах километрах от Свердловска, нет ничего гиперпериферийного. В недалеком прошлом это была настоящая жемчужина провинциального зодчества XVI века, но в годы советской власти у церквей пообваливались купола, а в помещении Верхотурского кремля приютилась колония для несовершеннолетних. Вокруг храмов - грязь по колено, дырки в прогнивших заборах и трактора, давящие кур. По домам и баракам происходит активное самогоноварение. Не случайно два раза в месяц здесь наблюдается массовая акция проверки на дорогах, в процессе которой ворчливые бабы подбирают с обочин тела отцов семейств, густо усыпающие эти самые дороги.
Все это - самые обычные признаки российского уездного пейзажа. Поэтому тезис о том, что Верхотурье - жуткая дыра и елань, можно считать снобистским и необоснованным. Постоянные намеки Водопадов на свою местечковость и периферийность являлись таким же промоушн-ходом, как манипуляции с носом Майкла Джексона или оплакивание смерти Курта для Кортни.
...Темы песен нулевого альбома Музыкальный фельетон о современной любви в основном вращались вокруг зарисовок с натуры и школьной тематики. Тексты были соответствующие: Я уже не мальчик - мне тринадцать лет . Идея, реализованная Водопадами на пленке, включала в себя несколько основополагающих пунктов. Во-первых, весь треп и наброски на местные темы получились веселыми и стебовыми. Во-вторых, все это звучало достаточно актуально - как тематически, так и музыкально. (Актуальность подразумевала, что песни должны понравиться девочкам. А это, как известно, очень правильный критерий.) В-третьих, в качестве музыкального сопровождения, если не хватало своих идей, Водопадами отважно брались чужие мелодические ходы - начиная от частушечной формы и заканчивая фрагментами эстрадных шлягеров.
И, наконец, самой продуктивной оказалась мысль предварять композиции репликами или сценкой и замедлять скорость магнитофона при записи. При воспроизведении на стандартной скорости голоса на пленке становились похожими на голосок Буратино - псевдо-детскими, кукольными. Соответственно, под защитой такой надежной брони говорить можно было все что угодно - ведь испокон века у кукольного театра больше степеней свободы.
...Следующий альбом уже содержал единый сюжетный ход, смысл которого был продекларирован в названии - Водопад отвечает на письма . Письма были реальными, принадлежали в основном школьницам и колхозным парубкам и являлись следствием восторженной народной реакции на предыдущий альбом. Веселые и ироничные ответы Водопада представляли собой набор сатирических хитов, разбавленных остроумным конферансом. В сумме все эти признаки означали нечто, напоминающее радиотеатр - жанр очень популярный во времена, когда многим не на что было купить телевизор. Не меньшей популярностью радиотеатр пользовался в регионах, где телевизор принимал только одну программу и, как взбесившийся видеомагнитофон, показывал очередную серию боевика под названием Все съезды КПСС. Прогресс Водопада был не случаен. В момент подготовки альбома в группе появляется прелюбопытный, если не сказать главный, персонаж по имени Сергей Лукашин. Бывший свердловчанин, отец троих сыновей, режиссер и концептуалист, он стал автором большинства песен группы, а также ее идеологом и стратегом. Немало о Лукашине говорил и тот факт, что его политическим кумиром был Никита Сергеевич Хрущев. Дальнейшая эволюция Водопада во многом опиралась на настроения, местожительство и круг интересов Лукашина.
Водопад отвечает на письма был качественно срежиссирован и очень успешно тиражировался в Свердловске. Альбом содержал великолепные в своей простоте хиты Школьник Быков , Неприличное слово , Супергруппа и, особенно, Ишак - переделанный по тексту аквариумовский блюз Я - змея . На гитаре верхотурский ответ ленинградским рокерам выпиливал местный виртуоз (по совместительству - первый секретарь райкома ВЛКСМ) некто Сергей Успенский. Будущий концертный шоумен Водопада Слава Колясников сопровождал эти гитарные запилы едким и язвительным текстом: Я - ишак, я сохраняю покой/Рожу подставь под копыта/Ты узнаешь, кто я такой.
От Ишака попахивало не только свежим навозом, но еще и невиданной по тем временам дерзостью. До этого водопадовская сатира распространялась на милицию и Вилли Токарева, систему народного образования и фирму Мелодия . Теперь же объектом их насмешек стал Борис Борисович Гребенщиков. Ну-ка, вспомните в то время хотя бы несколько действительно злых и метких пародий на Аквариум - священную корову отечественного рока! Отрицанием андеграундной звезды, взявшей прямой курс на истеблишмент, Водопад преподнес всем урок диалектического стеба.
Хотя Водопад был командой чисто студийной и первые выездные концерты получались сыроватыми - однако рейтинг, завоеванный альбомами, оказался очень высок и на это уже никто не обращал внимания. Как стало ясно впоследствии, темная сценическая лошадка из Верхотурья своим антимузыкальным детским творчеством замечательно разнообразила групповой портрет свердловского рок-клуба. До сих пор там царили одни герои . Ансамбль веселых человечков очень гармонично дополнил картину, придав ей объем и полноту. Панк-фолк-рок-группа нашла свою нишу и заняла ее, как казалось, всерьез и надолго.
Больше всего из свердловских групп мне нравится Водопад имени Вахтанга Кикабидзе , - сказал тогда в одном из интервью Вячеслав Бутусов. - Это для меня что-то недосягаемое. Я так никогда не смогу. Поэтому я им просто завидую. Они так отвязываются!
Апофеозом водопадовского отвяза стала их следующая работа Первый всесоюзный панк-съезд . Группой использовался не вполне традиционный в рокерском понимании арсенал инструментов: баян, детский ксилофон, бонги, фортепиано, клавиши Фаэми , бас и гитара. Записанный летом 87-го года в студии-кинобудке районного дома культуры, альбом представлял собой спектакль, максимально приближенный по форме к радиотеатру. Для поколения, воспитанного на КОАППе и Радионяне , жанр радиотеатра оказался родным и понятным, как прыщ на собственном носу. Следуя славным традициям Салтыкова-Щедрина и Мухоморов, Лукашин точно уловил специфическую скоморошески-мазохистскую нотку под названием народный русский юмор. Еще одно имя этому явлению - умная сатира.
Сюжет альбома представлял собой репортаж с вымышленного панк-съезда, на который собрались представители всех неформальных молодежных течений: стиляги, любера, брейкеры, одетые в кожаные чехлы от Запорожца малолетние пацаны, а также металлисты, увешанные утюгами и двигателями внутреннего сгорания. Каждый из них в своем роде являлся панком - естественно, в его карнавально-уличном варианте...
Репортаж со съезда, на котором происходят выборы главного панка страны, ведется голосом Лукашина - якобы от лица корреспондента экзотической газеты Жэньминь Жибао . Кандидаты выступают с предвыборными программами, которые сопровождаются дебатами и голосованием. Правда, голосуют депутаты не руками, а ногами - как и положено настоящим панкам. Периодически несовершеннолетние участники вносят в повестку дня различные актуальные предложения. Типа: В вопросах внешней политики советские панки едины! Борьба за мир в самых невообразимых формах - первейшее дело советских панков! Внесем это положение в резолюцию!
Безусловно, при сверхнасыщенной текстовой фактуре музыкальная сторона альбома смещалась на второй план. Панк-съезд открывался фортепианными аккордами из Кармен-сюиты Бизе-Щедрина, постепенно перетекавшими в музыкальные монологи депутатов. Эти эмоциональные обращения к участникам съезда преподносились в форме вальсов, баллад и оперных арий - в cопровождении нестройного хора делегатов: Товарищи панки! Кругом перестройка! Пора нам учиться на твердые тройки!/А чтобы сачки не смеялись в сторонку, мы в каждую школу внедрим панк-приемку!/На выходе будем смотреть дневники - тогда берегитесь, сачки!
Авторы особенно гордились стилизованными под древнерусские песнопения Люберами и антитоксикоманским Жидким стулом , который был сыгран в весьма популярном в уральской провинции стиле реггей. Очень сильное впечатление производила камерная зарисовка Берегите цинк - спокойно и печально спетые Лукашиным шесть строк серьезного текста на афганскую тему.
...В финале альбома в подвал врывается наряд милиции и свинчивает участников съезда. Последние, несмотря на юный возраст, воспринимают подобные повороты судьбы с философским спокойствием и поют задушевную песню Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой? . В эпилоге (в качестве хиппи-энда) герои альбома направляются для профилактики на всесоюзный фестиваль эстрадной песни в Юрмале.
Первый всесоюзный панк-съезд имел оглушительный резонанс - не меньший, чем демонстрировавшийся в то время на киноэкранах проблемный фильм Легко ли быть молодым? . Альбом вплотную приблизился к жанру стеб-мюзикла и, несмотря на некоторые продюсерские просчеты, убивал наповал. Из немудреных и очевидных компонентов получилось свежее перченое блюдо, заставлявшее употребить его до конца не отрываясь и, выдохнув, хохоча бежать к друзьям с катушкой под мышкой. Конец этой истории оказался очень простым и удивительно общим для всех, кто пробовал напиться из лужицы сладкого бремени русского Иванушки-дурачка. Водопады не то чтобы стали козлятами, но решили, что они очень даже рок-группа и могут играть более сложную и умную программу. Выступив в самом конце 80-х на фестивалях Аврора и Сырок , искрометный верхотурский панк-хоровод прямо на глазах начал превращаться в синтез КВНа и арт-рока. При этом ветеранов группы в лице Аптекина, Пахалуева и Демина по-прежнему тянуло в омут сельского панка, а артистичный вокалист Слава Колясников и клавишник Саша Мазанов решили доказать, что Водопад , вдобавок ко всему, умеет еще петь и играть.
На концертах у группы появились какие-то сдвоенные клавиши, синтезированный бас, затянутые инструментальные номера. В первом отделении Водопад исполнял незамысловатые хиты из ранних магнитоальбомов, а во втором пытался играть рок. Было немного грустно наблюдать, как люди лезут из кожи вон, чтобы убить собственную студийную легенду.
Параллельно Сергей Лукашин ударился в продюсирование нового студийного проекта Снегири , выполненного в духе неглупой антитезы Ласковому маю . Судьба забросила бывшего массовика-затейника в Митрофановский совхоз Челябинской области, где в окружении 15-летних школьников он пытался сделать Большой Дискотечный Хит, который слушала бы вся страна, но - не получилось. Сил и времени успевать на два фронта Лукашину явно не хватало, что означало фактический конец деятельности Водопада.
...Несмотря на то что Первый всесоюзный панк-съезд занял одно из призовых мест в конкурсе магнитоальбомов журнала Аврора и спустя десять лет был переиздан на компакт-диске, никто и никогда не пытался утверждать, что у Водопадов надо было учиться играть в музыку. У этих неисправимых оптимистов, позитивистов и чуточку морализаторов надо было учиться играть в бисер. Причем в его отечественную разновидность - в бисер, отнятый у свиней.
Александр Кушнир