Историческая справка
Известная прежде всего по своему непродолжительному сотрудничеству с Юрием Шевчуком, череповецкая группа "Рок-сентябрь" образовалась в 1979 г. на обломках другой местной команды "Дыхание Времени" и поначалу, в соответствии с тогдашней модой и изначальной ориентацией на танцплощадку, носила имя "Диско-сентябрь". В первый состав группы вошли Вячеслав Кобрин (гитара), Олег Хакман (бас), Александр Пугачев (клавишные, вокал) и Евгений Белозеров (барабаны). Имея ясной целью создание полноценной "материально-технической базы", группа непрерывно работала везде, куда ее приглашали, даже попробовала (без особого удовольствия) филармонических хлебов. В 1982 г. она стала "Рок-сентябрем" и приняла участие в конкурсе "Золотой Камертон", финал которого свел ее участников в Москве с Шевчуком и Сигачевым.
Результатом трехмесячной череповецкой эпопеи Шевчука стал записанный на базе "Р. С." альбом двух уфимских и трех череповецких музыкантов, однако продолжения не последовало.
В том же году "Р. С." записал уже целиком собственный альбом, который попал за рубеж, песни из него прозвучали в программах Би-Би-Си. Для судьбы группы этот шаг оказался роковым. Она попала в "черные списки", потеряла работу и распалась. Кобрин переехал в Таллинн и впоследствии прижился на эстонской рок-сцене ("Магнетик Бэнд". "Кобрин Блюз Бэнд", "Ултима Туле"), появившийся в последний период существования "Р. С." клавишник Владимир Капустин некоторое время работал с "Круизом".
В 1984 - 1987 гг. Олег Хакман, используя помощь сессионных музыкантов, записал несколько магнитоальбомов, продолжая использовать название "Р. С.", а затем организовал новую версию группы, в которую помимо ветерана Е. Белозерова вошли гитарист Владислав Мамченко и клавишник Вячеслав Курбатов. Они выступили на нескольких региональных фестивалях, в частности, "Рок + Мир" (Ярославль), продолжая, среди прочего, исполнять "Не стреляй!" Шевчука, а в октябре 1988 г. поступили на работу в Вологодскую филармонию.
Первоначально носила название «ДИСКО-СЕНТЯБРЬ», что подчеркивало ее стилистическое направление. Инициатором создания группы был гитарист и флейтист Вячеслав Кобрин. Он пригласил в группу Олега Хакмана (бас-гитара), Александра Пугачева (клавишные, вокал) и Евгения Белозерова (ударные). В таком составе группа репетировала на базе городского Дома культуры и там же играла на танцах. В основе многих песен собственного репертуара были тексты Александра Башлачева. В начале 1981 года записывается магнитоальбом « Диско-робот». Одновременно группа получает предложение перейти в разряд профессиональных коллективов, заключив договор с Ульяновской филармонией. Однако профессиональная карьера длится менее полугода, после чего музыканты возвращаются в Череповец и записывают новый магнитоальбом « Нам нужен ветер» (1982). Группа периодически принимает участие в конкурсах самодеятельной песни. Осенью 1982, уже переименовавшись в «РОК-СЕНТЯБРЬ», музыканты участвуют во всесоюзном конкурсе «Золотой камертон» в Москве. Там происходит встреча с Юрием Шевчуком и заключается соглашение о совместной работе. Шевчук приезжает на несколько месяцев в Череповец, где совместно записывается альбом « Они играют жестокий рок» (1983). Чуть позже «РОК-СЕНТЯБРЬ» записывает собственный альбом, который непонятными путями попадает на «Би-би-си» и звучит в эфире.
Группа сразу же попадает в разряд неблагонадежных коллективов, что лишает ее возможности выступать не только профессионально, но и самодеятельно. Из-за невозможности работы, первый состав распадается, а лидер группы Кобрин перебирается в Эстонию, где продолжает выступать в составе местных коллективов («МАГНЕТИК БЭНД», «КОБРИН БЛЮЗ БЭНД», «УЛТИМА ТУЛЕ»).
С 1984 по 1987 гг. под маркой «РОК-СЕНТЯБРЬ» один из участников группы Олег Хакман с помощью студийных музыкантов (Владимир Феклин, Владимир Михайлов, Олег Морев) записывает несколько магнитоальбомов. Он же явился инициатором возрождения коллектива в новом составе. Помимо самого Хакмана и Белозерова в обновленную группу вошли Владислав Мамченко (гитара) и Вячеслав Курбатов (клавишные). В таком составе коллектив выступил на нескольких фестивалях, наиболее заметным из которых был «Рок-мир» в Ярославле в 1987 году. Перестройка позволила группе вновь обрести статус профессиональной — осенью 1988 года она становится коллективом Вологодской филармонии. В декабре 1988 на фирме «Мелодия» вышел единственный миньон группы. На рубеже 1980 — 1990-х гг. «РОК-СЕНТЯБРЬ» выступает на нескольких фестивалях, после чего группа окончательно распадается, а ее участники продолжают работу в других музыкальных проектах.
До сих пор РОК-СЕНТЯБРЬ остаётся, пожалуй, наиболее известной группой из промышленного Череповца на юге Вологодской области, хотя вспоминают её, как правило, в связи с музыкантами, которые оставили эпизодический след в её истории, самостоятельно добившись гораздо большего - речь, разумеется, идёт о Юрии Шевчуке и Александре Башлачёве. Тем не менее, в начале 80-х РОК-СЕНТЯБРЬ ухватил свой кусочек славы.
Группу организовал весной 1979 Вячеслав Кобрин, флейтист по образованию, который позднее сменил флейту на гитару и с середины 70-х начал играть в различных самодеятельных группах. В то время звёздами местного масштаба были НОВОЕ ВРЕМЯ, БЕЛЫЕ ГРИФЫ, ОРИОН и ДЫХАНИЕ ВРЕМЕНИ - из последнего к Кобрину перешли Олег Хакман, бас, вокал, и Евгений Белозеров, барабаны; состав дополнили поющий клавишник Александр Пугачёв и звукооператор Юрий Сорокин. Они устроились в городской дом культуры, подготовили программу из импортных и собственных песен, взяли название ДИСКО-СЕНТЯБРЬ (страну в то время охватил бум диско) и в том же месяце начали играть на танцах.
Имея близкой целью создание солидной материально-технической базы, группа интенсивно работала везде, куда её звали, и вскоре стала самой популярной в Череповце. За год музыканты набрали материал на свой дебютный альбом, который в начале 1981 записали у себя на точке. Он в момент разлетелся по всей стране под названием "Диско-робот" (так же называлась одна из песен альбома, которая стала хитом дискотек даже в Питере) и ощутимо расширил круг слушателей группы.
Вскоре после этого ДИСКО-СЕНТЯБРЬ был приглашён в Ульяновскую филармонию, однако, четыре месяца спустя, не удовлетворённые ни самой работой, ни её оплатой, музыканты уволились и вернулись домой. Кроме того, в 1979-1982 они участвовали в областных смотрах-конкурсах самодеятельной молодёжной и политической песни "Красная Роза", причём в 1981 стали его лауретатми, а год спустя выступали там как почётные гости. В этот период с ними близко сошёлся молодой журналист и поэт Александр Башлачёв, который только что вернулся в Череповец из Свердловска, где закончил факультут журналистики местного Университета. Башлачёв публиковал в прессе статьи о молодёжной культуре и написал несколько текстов к песням СЕНТЯБРЯ.
В том же 1982, почувствовав изменение конъюнктуры и рост интереса публики к русскому року, группа сменила название на РОК-СЕНТЯБРЬ, записала второй альбом "Нам нужен ветер" и отправила его на конкурс "Золотой Камертон", который проводила газета "Комсомольская Правда". Осенью они, среди других лауреатов, прошли на III тур конкурса и были приглашены в Москву, чтобы выступить на гала-концерте в зале гостиницы "Орлёнок".
Выступление РОК-СЕНТЯБРЯ плохо соответствовало представлениям чиновников от культуры о том, как должна звучать комсомольская агитбригада, поэтому из записи концерта было вырезано, однако, именно там группа познакомилась с конкурсантами из Уфы, группой DDT, которая искала возможность записать свои песни.
Надеясь, что творческий потенциал лидеров DDT Шевчука и Сигачёва вкупе с собственной технической базой помогут группе встать на профессиональные рельсы, Кобрин пригласил обоих в Череповец, но на месте выяснилось, что те не разделяют его планов на будущее. Между тем, и в самом РОК-СЕНТЯБРЕ начались разногласия, и его покинул Хакман, место которого занял Андрей Масленников, бас. В середине января 1983 Кобрин, Масленников и Сорокин помогли Шевчуку и Сигачёву записать цикл своих песен, позднее получивший название "Компромисс" (был известен ещё и как "Монолог в Сайгоне"). Эти записи разлетелись по стране, прославив РОК-СЕНТЯБРЬ куда больше, чем её собственное творчество.
В том же году Пугачёва сменил основатель НОВОГО ВРЕМЕНИ, одной из лучших групп города, игравшей мощный джаз-рок с духовыми, клавишник Владимир Капустин, но осенью группа распалась: их записи (с DDT и без) попали на Запад, как-то раз название РОК-СЕНТЯБРЬ было упомянуто в передаче Севы Новгородцева, что повлекло за собой его запрет дома. Кобрин отправился в Таллин и присоединился к MAGNETIC BAND (после чего играл с его лидером Гуннаром Грапсом в G.G.G., потом с ULTIMA THULE и со своим КОБРИН БЛЮЗ БЭНДОМ), а Капустина занесло в Москву, где он стал клавишником КРУИЗА (интересно, что там недолго играл и Сигачёв). Итогом этого периода стал альбом "Доктор Рок-н-ролл" (1983).
Тем не менее, снова жизнь в РОК-СЕНТЯБРЬ вдохнул Олег Хакман, который в 1984-1987 с помощью приглашённых музыкантов записал четыре новых альбома группы. "Калейдоскоп" (1984), "Пляшет зал" (1985), "Карусель" (1986) и "Рок-Сентябрь" (1987), хотя они уже не привлекали особого внимания.
В 1987 Хакман и ветеран группы Женя Белозеров собрали концертный состав РОК-СЕНТЯБРЯ, в который вошли Владислав Мамченко, гитара, и Вячеслав Курбатов, клавишные, с которым начали сочинять новый материал (Хакман - музыка, Мамченко - тексты), выступать дома и выезжать в другие города, в частности, приняли участие в рок-фестивале "Рок + Мир" в Ярославле (май 1987), иногда, по прежнему, исполняя "Не стреляй" Шевчука.
В октябре 1988 группа была принята на работу в Вологодскую филармонию, а незадолго до Нового Года фирма "Мелодия" издала миньон с двумя песнями группы, однако, он прошёл незамеченным, и на рубеже 90-х следы СЕНТЯБРЯ потерялись.
Их бывший текстовик Саша Башлачёв стал, пожалуй, самым одарённым и ярким поэтом русского рока и ушёл из жизни в феврале 1988, оставив после себя несколько десятков прекрасных песен. Интересно, что на организованном в память о нём в январе 1990 фестивале "Рок-акустика" в Череповце выступал со своими песнями и его бывший коллега, клавишник Александр Пугачёв, но с тех пор никакой информации о бывших музыкантах РОК-СЕНТЯБРЯ не поступало, а их записи не переиздавались.
Андрей Бурлака