Историческая справка
Вокально-инструментальный ансамбль "Красные маки" появился на эстраде в середине 70-х. Название ансамблю, по словам музыкантов, дала песня Юрия Антонова на стихи Григория Поженяна "Маки". Первым руководителем ансамбля был Аркадий Хаславский. В первоначальном виде ансамбль просуществовал совсем недолго, успев записать только один миньон.
В 1976 году ансамбль разделился. Состав во главе с Аркадием Хаславским стал называться "Здравствуй, песня" и работать от Краснодарской филармонии. Состав, оставшийся в Тульской филармонии возглавил Валерий Чуменко. Вскоре на должность музыкального руководителя "Красных маков" из ВИА "Пламя" пришел Геннадий Жарков. В целом же в этот период ВИА "Красные маки" ничем не выделялся среди сотен таких же вокально-инструментальных ансамблей: группа из 10-12 человек, включавшая духовую и скрипичную секции, игравшая легкую популярную музыку, слегка подцвеченную современными ритмами; напряженный ритм гастролей, выпуск миньонов, звание лауреата на конкурсе исполнителей советской песни "Сочи-76" (второе место) и постоянная чехарда с составами. Достаточно сказать, что за четыре года музыканты обновились полностью. Валерий Чуменко остался единственным представителем "отцов-основателей". Из наиболее ярких солистов ансамля того периода надо отметить Александра Лосева ("Цветы"), работавшего в "Красных маках" с 1978 по 1980 год.
У нас принято благодарить артистов аплодисментами. Но на одном из концертов традиционного Бамовского фестиваля искусств "Огни магистрали", который проходил на городском стадионе Благовещенска, тульский ВИА "Красные маки" провожали...свистом.
Одиннадцать музыкантов, разодетых в яркие, сочных красок костюмы, показали зрителю такую же ярко-сочную, не побоимся этого слова, халтуру.
С.Буцковский, корреспондент газеты "Амурский комсомолец".
Музыкальным документом этого четырехлетнего периода явилась пластинка "Если не расстанемся", записанная в устаревшей к тому времени манере. Конечно, коллектив старался найти по возможности наиболее выразительный звуковой образ каждой из включенных в программу диска песен. Удалось ли им это? Ответ на этот вопрос дала газета "Московский комсомолец".
На пластинке "Если не расстанемся" большинство композиций записаны в типичной для наших ВИА, уже набившей оскомину манере, с едва заметным вкраплением современных приемов (исключение составляет, пожалуй, песня "Встречай меня").
Г.Головко. "Московский комсомолец" 21.11.1980
Думается, что этот диск можно рассматривать, как завершение определенного этапа работы коллектива.
Положение резко изменилось с приходом в ансамбль новых исполнителей, имеющих опыт работы в различных коллективах - Юрия Чернавского (клавишные), Аркадия Хоралова (вокал), Юрия Когановича (гитара-соло-ритм), Сархана Курбанбекова (вокал, акустическая гитара), Александра Калугина (вокал), Сергея Левиновского (саксофон), Сергея Рыжова (бас-гитара), Юрия Китаева (ударные).
Справедливости ради надо отметить, что Аркадий Хоралов принимал участие и в записи диска "Если не расстанемся". Но в данном случае дело не в этом, а в том, что только после того, как в ансамбле собралась поистине сильная команда, изменился вокальный и инструментальный стиль группы, песни зазвучали в необычных светлых тонах, что, в общем-то, и определило качественное отличие второго диска-гиганта "Красных маков" от первого. Альбом "Кружатся диски" стал в какой-то мере событием в отечественной диско-музыке.
Аранжировки песен, сделанные музыкантами ВИА, Юрием Чернавским, Сергеем Левиновским, Юрием Щегловым изобилуют разнообразием музыкальных красок. Ансамбль широко использовал современные клавишные инструменты: синтезатор, клавинет, стринг, электропиано.
Юрий Чернавский - серьезный вдумчивый музыкант, отлично разбирающийся в различных направлениях современной музыки, ищущий новые пути в развитии жанра. Не случайно на конверте последнего диска особо оговорена роль Юрия - аранжировщика. Успехом пластинка обязана его вкусу, умению предвидеть конечный результат долгой и кропотливой работы в студии звукозаписи.
Г.Головко. "Московский комсомолец" 21.11.1980
Альбом "Кружатся диски" был по достоинству оценен слушателями и несколько месяцев занимал верхние строчки хит-парадов.
В конце 80-го года "Красные маки" пополнили музыканты другого ансамбля Тульской филармонии "Лейся, песня", покинувшие свой коллектив после смены руководителя. Вскоре Юрия Чернавского, ушедшего в группу "Динамик", сменил за клавишами будущий руководитель группы "Рецитал" Руслан Горобец, а соло-гитариста Юрий Когановича заменил Алексей Федченко, который плодотворно проявил себя в "Красных маках" и как композитор. Им были написаны песни "Остановись мгновенье" и "Спартак" на слова И.Лазоревского и В.Маликова, с Р.Горобцом - "Звездный дилижанс" и "Путешествие на туче" (слова П.Жагуна), с А.Барыкиным - "В огнях дискотек" и "Тоска по схватке" (слова В.Татаренко). В эти годы ансамбль много сотрудничал с разными популярными исполнителями: Ксенией Георгиади, Владиславом Андриановым, Яаком Йоалой, группой "Карнавал".
В 1986 году Валерий Чуменко реформировал ВИА "Красные маки" в группу "Маки", которая просуществовала до 1989 года.
Думается, что закончить рассказ о "Красных маках" можно словами композитора Вячеслава Добрынина, который много и плодотворно сотрудничал с ансамблем.
Ансамбль "Красные маки" был ярким представителем вокально-инструментального жанра на нашей эстраде. Пик его популярности пришелся на конец 70-х - начало 80-х годов.
Мне посчастливилось работать с этими прекрасными людьми, с этим замечательным ансамблем, бессменным руководителем которого был и оставался до последнего дня мой товарищ, соратник и единомышленник - Валерий Чуменко.
Вячеслав Добрынин.
КРАСНЫЕ МАКИ, российский вокально-инструментальный ансамбль. Образован в 1975 как профессиональный коллектив, работающий от Тульской филармонии. Первый руководитель - Александр Хаславский. Начальный период в творчестве ВИА не отличался новизной и оригинальностью. Традиционный инструментальный состав, включавший духовую и даже скрипичную секции, исполнение песен советских композиторов не способствовало широкой популярности. "КРАСНЫЕ МАКИ" выпустили несколько миньонов и один виниловый диск-гигант "Если не расстанемся..." (1979), выдержанный в традиционной музыкальной манере, характерной для большинства ВИА. На рубеже 1970-80-х гг. в очередной раз меняется состав. Из предыдущего коллектива остается только художественный руководитель Валерий Чуменко. В "КРАСНЫЕ МАКИ" приходят Юрий Чернавский (клавишные), Юрий Коганович (гитара), Аркадий Хоралов (вокал), Сархан Курбанбеков (вокал, гитара). Новый состав принимает решение перейти к работе в модном тогда стиле диско. Новый альбом "Кружатся диски" (1980) был весьма тепло встречен публикой. Идея создания альбома принадлежала поэту Игорю Кохановскому, который таким образом реализовал замысел записи альбома специально для дискотек. Ансамблю, однако, не удалось развить успех. Очередная смена состава привела к тому, что большинство участников вскоре перешли в другие проекты или начали сольную карьеру. Наиболее других в этом преуспел клавишник Юрий Чернавский, выпустивший в 1983 студийный альбом "Банановые острова", который явился заметным событием музыкальной жизни всего Советского Союза. В 1996 из песен прежнего состава "КРАСНЫХ МАКОВ" был сформирован и выпущен на компакт-диске альбом песен Вячеслава Добрынина.
music.km.ru