Историческая справка
В годы своего расцвета группа ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА была классическим образцом
хард-рока в питерском понимании этого жанра, сохранив его лучшие черты и, во
многом, продолжив художественную линию легендарных РОССИЯН.
Она появилась на свет в октябре 1977 в Ленинградском Электротехническом Институте.
Основатель и неизменный лидер ВЫСТАВКИ, Юрий Рулёв родился 20 ноября 1959 в
Ленинграде и дебютировал в начале 1973 в школьной группе, которую организовал
бывший клавишник популярной в Политехе в начале 70-х группы МЕДНЫЙ ВСАДНИК
Станислав Тюканов. Они исполняли репертуар МЕДНОГО ВСАДНИКА, советскую эстраду
и свои песни, но весной 1975 развалились, и лишь через два с половиной года, уже
поступив в ЛЭТИ, Рулёв решил собрать собственную группу. В её первый состав вошли:
он сам, бас-гитара и вокал, Николай Ковель, гитара и вокал, и студент из Греции
Андрэ Врионакис, барабаны.
Следующей весной, когда состав ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ усилил клавишник Владимир
Амлинский, они дебютировали на ежегодном студенческом фестивале "Весна в ЛЭТИ",
впервые услышав аплодисменты публики в свой адрес. Месяц спустя Врионакис ушёл,
а за барабаны села Ирина Грицай. Этим составом группа начала выступать на редких
студенческих праздниках, совершенствуя мастерство и формируя собственный репертуар
- главным образом, состоящий из хард-рока и баллад Рулёва.
После дальнейших перестановок и экспериментов с составом, к декабрю 1980
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА выглядела следующим образом: Рулёв, Ковель, Олег Кузнецов,
гитара и вокал, его однофамилец Владимир Кузнецов, клавишные, тенор-саксофон, и
Вадим Петухов (р.23.05.60 в Петрокрепости Ленинградской области), барабаны. К
этому времени известность группы вышла за пределы родного ЛЭТИ и они начали
выступать на сэйшенах, как правило, разогревая публику перед выходом звёзд.
Некоторое время их менеджировала Татьяна Иванова, влиятельная фигура на питерской
рок-сцене второй половины 70-х, сыгравшая важную роль в создании Ленинградского
Рок-клуба.
В Рок-клуб ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА вступила одной из первых, однако, до
определённого времени постоянная работа на пригородных танцплощадках - единственный
способ выживания групп в 70-х и начале 80-х - удерживала их в стороне от клубного
мэйнстрима. В мае 1981 из ВЫСТАВКИ ушли Ковель и Володя Кузнецов. Проведя лето
втроём, к сентябрю ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА восстановила status quo. Новым
клавишником стал Алексей "Билл" Беляев.
Весной 1982 они (вместе с ЯБЛОКОМ) впервые выбрались за пределы Питера,
выступив на рок-фестивале в Архангельске, откуда привезли ценный приз и звание
лауреатов. В тот же период с ВЫСТАВКОЙ недолго сотрудничал второй гитарист Сергей
Шепель (экс-КАРДИНАЛ), но не прижился и ушёл в ПИКНИК, а потом и вовсе из музыки.
К середине 80-х ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, наряду с РОССИЯНАМИ и ПИКНИКОМ, составляла
ядро традиционалистского крыла в стилевом спектре Рок-клуба, а с распадом первых
и уходом на профессиональную сцену вторых, осталась едва ли не единственной группой
Рок-клуба, сохранявшей верность харду и арт-року.
Практически единоличным автором её репертуара всегда бы Юрий Рулёв. Его поэтическое
кредо - поиск взаимопонимания, рефлексивные переживания собственных побед и неудач,
преодоление отчуждения и одиночества (в чём явно ощущалось влияние Роджера Уотерса
из PINK FLOYD), всегда оставалось неизменным - а в своих лучших номерах Рулёв
нашёл оптимальное сочетание смысловой насыщенности текста с энергетически мощными
хард-роковыми формулами и узнаваемым мелодическим почерком.
В сентябре 1983, после не слишком удачного выступления на I Фестивале Рок-клуба,
Беляева сменил Николай Цывинский, клавишные, вокал, из группы КАРДИНАЛ. II Фестиваль
(май 1984) добавил им слушателей, но не наград. В следующем сезоне (1984-1985) в
ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ промелькнул Пётр Самойлов (экс-ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ, МАГИЯ),
гитара, вокал, но после нескольких репетиций бесследно пропал, а позднее добился
признания как бас-гитарист АЛИСЫ.
Только в марте 1985, когда на место Самойлова пришёл знаменитый гитарист и певец,
основатель МИФОВ Сергей Данилов, группа сумела консолидировать силы и представила
на суд зрителей III Рок-фестиваля, действительно, неординарную работу,
концептуальную программу "Новое Платье Короля". Её успех подвиг группу на новые
поиски, и через год - Данилова в июне 1985 сменил Николай Забегалов (р.18.12.61
в Ленинграде) из группы МИКРОКЛИМАТ - ВЫСТАВКА буквально взорвала зал IV Фестиваля
(май 1986) своей интересно задуманной, эффектно аранжированной и безупречно
исполненной (а к тому же остро-социальной по содержанию), программой "Видеотека
Эпидемия".
К следующему фестивалю (1987) ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА подготовила новую рок-сюиту,
"Помойка-перестройка", однако, буквально накануне выступления решила не исполнять
её, заменив программой из лучших песен за прошедшие годы (хотя позднее фрагменты
"Помойки" звучали на различных концертах).
30 сентября 1987 во Дворце Молодёжи группа с большой помпой, при участии ряда
гостей (включая группы ГЕОМЕТРИЯ и ДЕТИ) отметила своё десятилетие. Помимо того,
начиная с 1987, Рулёв и его коллеги по группе участвовали в Мемориалах Ордановского
- ежегодных концертах, посвящённых памяти группы РОССИЯНЕ, распавшейся в январе
1984 после того как без вести пропал её лидер Георгий "Жора" Ордановский. Эти
концерты проходили в январях 1987 и 1988, а также в мае 1990.
Во второй половине 80-х ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА много гастролировала по стране и
побывала с концертами в Польше, а также делала попытки записать собственный материал.
В сентябре 1989 на Одесской киностудии закончились съёмки телевизионного
художественного фильма "Навеки девятнадцатилетние" (режиссер Михаил Кац) по
мотивам одноименной повести Григория Бакланова. Главную роль в фильме исполнил
Юра Рулёв.
В мае 1990 ВЫСТАВКУ неожиданно покинул Цывинский, который присоединился к молодой
группе ПРАВИЛО ЛЕВОЙ РУКИ. В нечастых концертах этого периода его место занимал
Олег Скиба из МАНУФАКТУРЫ. В последний раз на большой сцене ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
сыграла в августе 1991 в рамках акции "Рок против танков" на Дворцовой площади
Петербурга - после печальной памяти ГКЧП и коммунистического путча - в ноябре
выступила с МИФАМИ в клубе "АнТроп", а потом надолго погрузилась в молчание.
Правда, в том же году, группа, по предложению автора этих строк, начала записывать
свою "Эпидемию" на студии питерской "Мелодии" (звукорежиссёры Игорь Булаховский и
Михаил Дынников). Для этого в группу временно вернулся Коля Цывинский, ряд гитарных
партий записал известный виртуоз гитары Александр Симагин (экс-ФОРВАРД, МАРАФОН,
МАСТЕРА), а на саксофоне сыграл Сергей Веренцов из группы БРИЛЛИАНТЫ ОТ НЕККЕРМАНА.
Работа была закончена лишь через два года, в 1995 была издана на компакт-диске, а
в конце 90-х - более массовым тиражом - на кассетах (под лэйблом Караван Рекордз).
30 января 1993 ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ещё раз собралась вместе, чтобы выступить
на десятилетии РОК-ШТАТА в клубе "Рокси". Роль клавишника, на этот раз, исполнял
Игорь Рудик (ДЕТИ, позднее KRAKATAU SURFERS и ЗЕЛЁНАЯ КОМНАТА Фёдора Чистякова).
Формально, ВЫСТАВКА распалась в апреле 1994, когда Петухов (параллельно игравший
блюз-рок с UNDERGROUND SUNBURN) ушёл в ТАМБУРИН, хотя к тому времени группа уже
давно не выступала. Забегалов расстался с музыкой. Цывинский в конце 1995
эмигрировал в США, осел в Сан-Франциско и вернулся к профессии программиста
(одно время работал в престижной компьютерной компании Genesis Labs), пел в
православном и госпел-хорах, в свободное от работы время играет в местных барах
с американскими группами, а также записывает свою музыку, которую можно найти на
его сайте в Интернете (http://home.earthlink.net/~nupage/mhp) вместе с иной
информацией о его жизни в Америке.
Юрий Рулёв занялся бизнесом; в 90-х он продолжал работу по сохранению музыкального
наследия РОССИЯН, в частности, в феврале 1996 организовал съёмки клипа на их песню
"На заре", участие в которых принимали около сорока человек, в т.ч. ряд бывших
РОССИЯН.
Помимо того, Рулёв и бывший бас-гитарист РОССИЯН Андрей "Вася" Васильев пару лет
репетировали под вывеской ПЕЧЬ, однако, проект, в конце концов, вылился в
реорганизацию РОССИЯН с их каноническим репертуаром, а Рулёв предпочёл остаться
за кулисами, сосредоточив всё внимание на деятельности студии "Сигнал",
совладельцем и директором которой он стал в то же время. Помимо того, он
сотрудничал с Театром DDT и принимал участие в реализации разнообразных концертных
проектов, в частности, питерских рок-фестивалей (1996-1997) и тридцатилетия РОССИЯН
в сентябре 1999.
Весной 2001 Рулёв работал над новыми аранжировками песен из репертуара ВЫСТАВКИ
(хотя они так и не увидели свет), а 1 июля вместе с Забегаловым (и при участии
музыкантов из групп ДВЕ САШИ и АМИНАЗИН) вышел на сцену фестиваля "Окна Открой!",
чтобы исполнить "Историю болезни", центральный и, пожалуй, наиболее известный номер
"Эпидемии".
Андрей Бурлака