В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9
 
Зоопарк
Дискография
Обложка Название Год          
Все братья - сестры 1978 16 16   15        
Сладкая N и другие 1980 30 30   32      
Blues de Moscou 1981 21 21   20      
Майк LV 1982 13 13   23      
Майк и Цой. Весна-лето 1983 31 31   27        
Уездный город N 1983 13 13   11      
Первый ленинградский рок-фестиваль 1983 11 14   42          
Белая полоса 1984 15 15   14      
Исполнение разрешено (БГ, Майк, Цой) 1984 26 26   26          
Майк и Цой. Концерт в Москве 1985 36 36   41      
Майк и Цой. Концерт у Павла Краева 1985 45 45   47      
Дубль Вэ 1987 24 24   23      
Концерт-87 1987 13 13   16          
Буги-вуги каждый день 1987 24 24   23          
Заткнись и танцуй 1990 6 6   6          
Музыка для фильма 1991 11 11   16      
Поколение рок-н-ролл 1996 11 13   14          
Легенды русского рока 1996 26 26   21        
Парк Майкского периода 1997 13 13   13        
Жизнь в зоопарке 1998 17 17   21      
Лучшее 1999 23 23   20          
The Best 1999 28 28   23        
Иллюзии 2000 14 14   13      
Антология 2000 25 25   24     4    
Рок на костях 2001 5 7   22          
Энциклопедия российского рока 2001 23 23   20          
реМайк 2002 9 9   15          
Майк и Зоопарк 2002 22 22   15          
Играйте дома 2005 27 27   32        
Все песни

Историческая справка

Рок-группа (Петербург)

Просуществовавшая десять лет группа "ЗООПАРК" стала одним из краеугольных камней в фундаменте отечественного рока, оказав значительное влияние на всю его эволюцию, а основатель группы, безвременно ушедший от нас гитарист и певец Майк Науменко, был и останется одной из самых ярких звезд русского рок-н-ролла.

Михаил "Майк" Науменко (18 апреля 1955, Ленинград - 30 августа 1991, там же) начал интересоваться музыкой еще в школе, хотя в отличие от большинства сверстников, которые предпочитали слушать британский бит, а затем хард-рок, увлекался белым ритм-энд-блюзом ROLLING STONES, американским фолком, поэзией Боба Дилана и Марка Болана. О его музыкальных занятиях "дозоопарковского" периода известно немного: еще школьником сочинял песни на английском, но так и не донес их до сцены, в начале 1977 недолго играл в "СОЮЗЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК"; в 1977-79 периодически сотрудничал с "АКВАРИУМОМ" в качестве приглашенного электрического гитариста, выступал под шуточным названием "ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ИМЕНИ ЧАКА БЕРРИ" с репертуаром из классических рок-н-роллов, а летом 1979 совершил турне по деревням Вологодской области в составе группы "КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ" (что великолепно описано в повести Вячеслава Зорина "Разомкнутый круг").

В середине 1978 Майк вместе с лидером "АКВАРИУМА" Борисом Гребенщиковым записал акустический альбом "Все братья - сестры".

Осенью 1980 он наконец-то собрал собственную группу, не без оглядки на "АКВАРИУМ", назвав ее "ЗООПАРКОМ". Первыми были приглашены два музыканта студенческой группы "ПРОЩАЙ, ЧЕРНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК" Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы "МАКИ". Они начали репетировать в ноябре 1980, в следующем году были приняты в рок-клуб, а весной дали свой первый концерт с программой из песен Майка, вызвавший бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.

На протяжении трех лет "ЗООПАРК" регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов группы "ДК" и сделал концертный альбом Blues de Moscou. В Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном концерте группы "КИНО" в марте 1981 и записал на студии "АнТроп" альбомы "Вчера и позавчера... в уездном городе N" (1983) и "Белая полоса" (1984), которые сделали его имя и песни известными всей стране.

В мае 1983, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе "ЗООПАРКА" появился пианист и певец Александр Донских, успевший до этого сменить множество групп - от "ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ", которая в середине 70-х годов блистала на концертах в честь дней рождения участников BEATLES до официозно-филармонических "ЗЕМЛЯН". Хотя выступление "ЗООПАРКА" оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за лучшие тексты. К следующей зиме оригинальный состав группы распался.

В марте 1984 Науменко и Храбунов появились на сцене клуба в сопровождении ритм-секции "АКВАРИУМА": Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Васильев, который в ту пору фактически покинул "АКВАРИУМ", играл в "ЗООПАРКЕ" до конца года, а Трощенкова в апреле сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман (экс-"АКВАРИУМ", "АВГУСТ"), с которым Майк играл еще в легендарной "ГРУППИРОВКЕ".

Выступление "ЗООПАРКА" на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, однако начатая в то время Министерством культуры кампания против самодеятельного рока, инспирированная провокационными статьями композитора Александра Морозова в "Комсомольской правде" и В. Власова в Ленинградской "Смене", несомненно, повлияла на решение жюри, хотя группа получила приз зрительских симпатий и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. По иронии судьбы, лауреатом стала группа "СЕКРЕТ", исполнившая на фестивале песню Майка Мажорный рок-н-ролл и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.

Летом 1984 Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы "Белая Полоса", на котором играли басист "АКВАРИУМА" Александр Титов и барабанщик "СЕКРЕТА" Алексей Мурашов. В ноябре 1984 Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией "АЛИСЫ" (Святослав Задерий - бас и Михаил Нефедов - барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и "ЗООПАРК" пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985 поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый "ЗООПАРК", включавший Сергея Тессюля (экс-"ЗЕНИТ") и Валерия Кирилова (в разное время игравшего всюду - от хардового "ПЕПЛА" до эстрадной "КАЛИНКИ").

Следующей весной "ЗООПАРК" вновь удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова, который в свое время начинал с Кириловым в джаз-роковой группе "ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ". Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал - старые поклонники "ЗООПАРКА" были раздосадованы, новые - заинтригованы, а жюри - очаровано, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987.

В сентябре 1987 "ЗООПАРК" выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране - на каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988 Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома "Белая полоса". В апреле того же года Муратов ушел в "ДДТ", и "ЗООПАРК" вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента начала резко снижаться. Осенью 1988 с ними репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист "МИФОВ" Александр Новиков. В начале 1990 режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную "ЗООПАРКУ" ленту "Буги-вуги каждый день", для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее вошедших в альбом "Музыка к фильму"). Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели "ЗООПАРК" из игры: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 избранного директором Ленинградской студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.

В мае с "ЗООПАРКОМ" вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы "ПОЧТА", которая аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных магнитофонных альбома. 14 марта 1991 Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении "АКВАРИУМА" свой Пригородный блюз на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба. Летом 1991 московский инди-лейбл "Эрио" выпустил на пластинке альбом Майка Науменко "LV" (записанный в 1982 Игорем "Панкером" Гудковым), а 30 августа того же года певец был найден мертвым у себя дома: причиной его смерти стал перелом основания черепа.

Масштабы влияния Майка на весь отечественный рок-н-ролл стали заметнее к середине 90-х годов, когда его песни начали появляться в репертуаре как звезд отечественного рока ("КРЕМАТОРИЙ", "ВА-БАНК"), так и клубных групп ("ОПАСНЫЕ СОСЕДИ", "УЛИЦЫ", "КИРПИЧИ" и пр.), а его "уличный реализм" послужил отправной точкой для текстовой традиции 90-х годов. С позиции сегодняшнего дня несомненно влияние Майка на музыку раннего "КИНО" (и поэтический язык Цоя), "ЧАЙФА", Юрия Наумова и многих других.

В 1992 в Москве был издан альбом-посвящение Майку, в котором его песни пели московские группы. В конце 1997 "Альба Рекордс" выпустила альбом "Парк Майкского периода", на котором его песни исполняют современные звезды.

Практически все известные записи Майка и "ЗООПАРКА" на протяжении 90-х годов были подвергнуты ремастирингу и изданы фирмой "Отделение Выход".

Блестящий переводчик, Науменко оставил несколько интересных переводов книг о западной музыке (к сожалению, до сих пор не изданных), а также научной фантастики (переведенный им с сестрой Татьяной роман Э. Ф. Расселла "Ближайший родственник" в 1993 вышел в издательстве "Северо-Запад").

Летом 1996 и сам Майк стал героем книги, авторами которой выступили его друзья, бывший редактор легендарного журнала "Рокси" Александр Старцев и основатель группы "КИНО" Алексей Рыбин.

Что касается остальных участников "ЗООПАРКА", то Александр Храбунов играет с группами, исполняющими каверы рок-н-ролльной классики; Кирилов покинул музыку, а Куликов умер в 1994. Последний басист "ЗООПАРКА" Наиль Кадыров продолжил свою карьеру в группах "ОАЗИС Ю" и "ВЕРМИШЕЛЬ-ОРКЕСТР".

Андрей Бурлака