Високосное лето |
|
Историческая справка
Неожиданное попадание песенки о девушке, похожей на Катрин Денев,
в хит-парад подпольного журнала "Контркультура" в 90-х годах... Неожиданно
услышанный на автобусной остановке месяц назад "Мир деревьев" в испол-
нении грустного студента... Наконец, просьба одного из контркультурщиков
выпустить пластинку ВИСОКОСНОГО ЛЕТА... Господи, да что им до нас?
Но есть ностальгия в душе - у одних. Есть любопытство - у других. У
третьих - чувство благодарности, что такая группа была тогда, когда они
еще пешком под стол ходили.
Второй такой группы, как ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, в Москве не было.
Стоящая в стороне от вечных вопросов, вот уже несколько поколений
мучающих русскую интеллигенцию, типа "Что делать?" и "Как быть?", она
сочиняла и исполняла музыку, не связанную суровыми нитями с орто-
доксальной советской эстрадой или со столь популярными в народе а-ля
кабацкими шлягерами. ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО в те дни застоя пропа-
гандировала строгий образец западно-европейского арт-рока, сдобренного
изрядной порцией психоделической поэзии. За что периодически
подвергалась критике со стороны сторонников соцреализма. Тогда многие
не понимали, что нам, советским человечкам, до "Нетрадиционного реквиема
по землянике, растоптанной в августе", или до бунтаря, казненного на потеху
почтенной публике на кафедральной площади герцогом Альба... Но кайф
ВИСОКОСНОГО ЛЕТА и заключался в изящных гитарных соло, а не в
пресловутых трех аккордах, в плотном звучании баса, неровном, иногда
срывающемся вокале, или в чисто оперном исполнении композиции "по
ролям", плюс - в образах стеклянных лебедей, похитителя снов и разоренной
действительностью лавке чудес... Звучали и веселые рок-н-роллы.
Специфический саунд и сценический образ снискали "високосникам"
популярность у огромной партии поклонников. До сих пор люди вспоминают
"Сатанинские пляски", в которых Крис Кельми превращался из мирного
клавишника в исчадие ада и выделывал в лучах стробоскопа умопомрачи-
тельные па...
ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО первое замахнулось на театрализацию рок-действа
и поставили "Прометея прикованного" по сюжету древнегреческой трагедии.
Конечно, это был не "Джизус Крайст Суперстар", но по нашим, московским
масштабам, подвиг "високосников" впечатлял и композиционно, и
композиторски, и с точки зрения исполнения. Мини-опера с трогательным
упреком Отцу Богу за то, что он обрек своего сына на такие муки...
ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО много выступало в Москве, гастролировало в
других городах и даже умудрялось получать призы на рок-фестивалях. И
постепенно в недрах группы вызревало три направления. Процесс закончился
распадом этой единственной в своем арт-хард-поп-роковом роде команды.
Но - родились "Автограф" А.Ситковецкого и "Рок-ателье" К.Кельми. А
бас-гитара А.Кутикова и барабаны В.Ефремова до сих пор поддерживают
фундамент "Машины времени".
Но легенда осталась, из рук в руки передают плохонькие записи
нескольких песен ВИСОКОСНОГО ЛЕТА, рассказывают всякие истории.
Трудно, конечно, объективно судить о том, что было сделано тогда... Мешает
все та же проклятая ностальгия. Но несколько наивная для сегодняшнего
дня музыка ВИСОКОСНОГО ЛЕТА - словно глоток свежего воздуха из
того чердачного окошка, которое выходит в сад нашей юности.
М. Пушкина
Рок-группа (Москва)
Один из наиболее ярких и популярных составов на московской рок-сцене 70-х годов был образован на обломках двух менее известных групп - АЭРОПОРТ и САДКО - в составе: Александр Ситковецкий (гитара, вокал), Крис Кельми (бас, клавишные, вокал), Юрий Титов (ударные). На первых порах группа играла главным образом хард-роковые стандарты и выступала преимущественно на студенческих вечерах отдыха.
Новый этап начался в биографии группы в середине десятилетия, когда музыканты ВИСОКОСНОГО ЛЕТА отказались от англоязычного репертуара и обратились к сочинению собственных песен и инструментальных пьес, в которых, следуя канонам арт-рока, стремились осуществить синтез традиционных рок-направлений и камерной музыки.
Тогда же в составе ВИСОКОСНОГО ЛЕТА появляются новые участники: Александр Кутиков (экс-МАШИНА ВРЕМЕНИ) - бас, вокал и ударник Анатолий Абрамов (вместо Титова). Впоследствии ушедшего в АРАКС Абрамова заменяет Валерий Ефремов.
Первым значительным успехом ВИСОКОСНОГО ЛЕТА было выступление на рок-фестивале Дни молодежной музыки в Таллине (1977), где группа показала разноплановую программу, продемонстрировав не только высокий профессиональный уровень, но и обилие новых для отечественного рока решений, интересные тексты (автор - Маргарита Пушкина). Одними из первых в нашей стране музыканты ВИСОКОСНОГО ЛЕТА пытались создать визуальный эквивалент своим песням, разыгрывая на сцене эффектные спектакли с гримом, костюмами, париками, умело использовали световое оформление и сценическую пиротехнику. Лавка чудес, Похититель снов, Лень, Мона Лиза - признанные хиты тех лет. В 1977-79 группа много выступала в Москве, успешно гастролировала в Ленинграде, Риге и Архангельске, делала попытки записать магнитофонный альбом и даже поставила рок-оперу Прометей прикованный. В 1978 участвует в рок-фестивале в Черноголовке, где наряду с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ имеет наибольший успех и получает премии за профессионализм и театрализацию. В то же время внутри группы назревали расхождения, и в результате в мае 1979 группа раскололась надвое: Кутиков и Ефремов ушли в реорганизованную МАШИНУ ВРЕМЕНИ, а Ситковецкий продолжил эксперименты в области арт-рока в образованном им АВТОГРАФЕ, к которому вскоре ненадолго присоединился и Крис Кельми.
Андрей Бурлака