Историческая справка
Специально для ООО "Контент и право" и желающих последовать примеру: Все тексты и аккорды опубликованы на официальном сайте группы без каких-либо указаний на ограничения в использовании.
Возникла в 1983 в одной из школ города Владивостока. "Владивостокский" период существования коллектива памятен вступлением в местный рок-клуб, записью альбома "Новая луна апреля" и участием в нескольких шумных сборных концертах, которые, как и все подобные мероприятия тогда, проходили в стиле Ленинградского рок-клуба. Группа даже попала в обзор "владивостокского рока" в первой отечественной энциклопедии, где была охарактеризована как "ориентирующаяся на подростковую аудиторию со свойственной ей атрибутикой дискотек и пляжей". Позже "МУМИЙ ТРОЛЛЬ" фактически прекратил свое существование. Оригинальный состав группы 1983 года: Илья Лагутенко (композиция, вокал, инструменты), Альберт Краснов (клавиши, гитара, программирование, аранжировки), Володя Луценко (бас), Леонид Бурлаков (тексты, менеджмент).
Проект возобновился в 1996, когда двое участников группы Леонид Бурлаков и Илья Лагутенко решили осуществить школьную мечту и на собственные средства при помощи английских музыкантов записали в Лондоне альбом "Морская". По возвращении в Москву музыканты постарались ознакомить с ним максимальное количество периодических изданий и фирм грамзаписи. Мелодичная, отлично записанная музыка и фантастическое упорство сделали свое дело. Из всех поступивших предложений они выбрали контракт, предложенный фирмой "Бекар Рекордс". Пресса охарактеризовала диск "Морская" как русский вариант "британской поп-музыки" второй половины 90-х годов. Тем не менее "МУМИЙ ТРОЛЛЬ" фактически стал главным открытием отечественной рок-сцены в 1997.
Концертом 2 октября в Санкт-Петербурге открылось гастрольное турне группы по 80 городам России и стран ближнего зарубежья. 21 ноября 1997 выходит их второй альбом, также записанный в Англии, а в апреле 1998 музыканты планируют запись альбома в России.
Об этом "дальневосточном феномене" быстро заговорили все - от Шевчука до Пугачевой. Никто не ожидал, что подобный "удар" по разухабистому столичному шоу-клану буден нанесен не от куда-нибудь, а из Владивостока. Всего два года потребовалось группе "Мумий Тролль", чтобы протаранить своими песнями все отечественные хит-парады, напрочь разбив, казалось бы, неоспроримый постулат Алибасова-Айзеншписа, что "звезд делают не талант, а продюсеры, за деньги".
Одних раздражает незатейливая дворовая эстетика "Мумий Тролля" с легким уклоном в брит-поп и манерное сценическое кривляние лидера Ильи Лагутенко. Другие, наоборот, склонны видеть в нем самобытное музыкальное явление и яркую артистичность. Однако каждый раз, когда произносят фразу "молода группа", забывают, что "Мумию" уже больше 16 лет. И кто знает, приобрело бы это "явление" такую популярность, если бы не директор коллектива и автор части песен Леонид Бурлаков, который нашел деньги для записи и сумел уговорить Лагутенко начать все с начала.
А начинался "Мумий Тролль" как обычная группа, играющая нечто среднее между роком и поп-музыкой. В восьмидесятые под их незатейливые хиты с абстрактной романтической лирикой молодежь лихо отплясывала на местных дискотеках.Спустя время лидер коллектива (профессиональный переводчик с английского и китайского) Лагутенко ушел в армию, а после возвращения вновь собрал группу. "В нашем развитии были этапы, - вспоминает Илья, - когда нам нравилось, то, что мы делали, но мы понимали, что это никому не нужно. И мы этим все равно занимались, убеждаясь потом, что это действительно никому не нужно".
Устав от безденежья, Илья отправляется в Китай на заработки. Через пару лет, в течение которых будущей поп-звезде приходилось заниматься отнюдь не романтическим ремеслом (переводами технической документации), ему предложили поработать в Лондоне. Там Лагутенко и познакомился с Севой Новгородцевым, который нашел приемлемую студию звукозаписи Alaska, где и произошло уже тертье рождение "Мумий Тролля".
Записав при помощи опытного продюсера Криса Бэнди (Rolling Stones, Duran Duran) и лондонских музыкантов альбом "Морская", "Мумий Тролль" был почти готов к штурму Москвы. Спустя врем по столичным компаниям грамзаписи стала гулять демо-кассета, запещенна с легкой руки Бурлакова. Первым, кого вдохновила безупречно выполненна англичанами запись дальневосточного самородка в Москве, был глава компании "Рэк рекордз" Александр Шульгин. Он, не раздумывая заключил контракт на выпуск дебютного по сути дела альбома "Мумий Тролля".
Шульгин оказался проворнее своих конкурентов, в руки которых тоже попала кассета с записью "МТ", потому что давно понял: пора обновлять заезженных поп-кумиров. Именно его компания выпустила в свое время дебютные альбомы "Иванушек International" и "Мечтать". Так что "Мумий Тролль" в этом списке оказался не случайно. "В молодежной музыке сегодн, - говорит Шульгин,- происходит смена поколений. То, что нравилось старшему брату (сестре), не нравится младшему, если у них разница в возрасте примерно 7 лет. 13-15-летние подростки вляются в мире основынми покупателями кассет и компакт-дисков. Именно на их вкусы нужно ориентироватьс, выпуска тот или инной проект. Перед заключением контракта с "Мумий Троллем" мы разослали демо-кассету по радиостанцим и фирма грамзаписи с пометкой: "Группа хочет подписать контракт". Мы хотели понять реакцию людей. Кассета вернулась с негативными отзвами: непрофессионально, неважно поют, плохие песни. Увидеть в этом материале то, что видит в конце концов зритель, - и заключалась моя работа. Здесь нельзя все рассчиать, это почти, как лотерея". И тем не менее он решил сыграть в нее. И выиграл. К "Мумий Троллю", вопреки устоявшемуся в отечественном шоу-бизнесе закону "поэтапной раскрутки", быстро пришел успех.
Между тем все пытаются постичь секрет успеха. Уже в самом звучании слов "Мумий Тролль" есть магическая притягательность. Да и в песнях группы, как в топке, переплавилось многое: трехаккордная простота "Кино", мудрость "Наутилуса", театральная вычурность "Алисы", манерность "АукцЫона". Не говоря уже о западных прототипах - "Duran Duran", "The Cure", "Oasis" и т.д. Когда группу сравнивают с кем-то, Илья спокойно реагирует: "У нас уже большой список, мы даже собираем все сравнения. Чем их больше, тем калька становится сложнее. Я спокойно к этому отношусь, мы музыку не придумывали."
В творених "троллей" нет ни китайских напевов, ни английских реалий. Образы яркие и знакомые, в духе дня: "Проснулась ночью девочка, такая неприступная, чуть, капельку рассержена, подушка вся в крови..."("Девочка"), "В подворотне нас ждет маниак, хочет нас посадить на крючок..."("Утекай") или "Падает сбитый "Ил-62" и повисает на проводах..."("Морская болезнь"). Ироничная интонация, с которой Лашутенко подает "окровавленные" сюжеты своих песен, роднит его с модными ныне тарантиновскими экшенами. А нерусская пластика Дэвида Боуи и сексуальность Мика Джаггера на сцене стяжали ему славу нового молодежного секс-символа. И все это на фоне безликой совэстрады и упаднического нытья рокеров. "Мы играем самую настоящую поп-музыку, -огорошил меня при встрече Лагутенко.- Поп - потому, что она популярна".
Когда я поинтересовался у Ильи, как он относится к тому, что происходит в нашем шоу-мире, он ответил: "Мало людей, которые этим жмвут, вот в чем дело. Больше тех, которые работают, как музыканты. А это уже не настоящая поп-музыка".