НОМ |
|
Историческая справка
Самобытная, многоликая и не поддающаяся классификации питерская клубная группа "НОМ" (поначалу ее участники расшифровывали эту аббревиатуру как "неформальное объединение молодежи", иронически переосмысливая термин официозной социологии; позднее появились и другие трактовки этого названия) дебютировала в феврале 1987 и выросла из компании инженеров и студентов, увлекавшихся музыкой, литературой и театром. Ее литературные вкусы были инспирированы пестрым букетом влияний, а стиль тяготел к смешению приземленной, нарочито упрощенной лексики, гротескных образов этакого современного бестиария, поэтики абсурда и брутальности.
В оригинальный состав группы вошли: Сергей Кагадеев (p. 20 октября 1964, Рыбное Рязанской области) - вокал; Андрей Кагадеев (p. 9 июля 1961, Ленинград) - бас; Юрий Салтыков (р. 14 июня 1964, Ленинград) - вокал; Дмитрий Тихонов - клавишные; Сергей Бутузов - гитара; и Николай Родионов - барабаны, флейта.
Используя экстравагантные псевдонимы, ставшие, по сути дела, их alter ego (Иван Турист, Хафизула Сагитдулов, Александр Ливер, Готфрид Ульрих Тузеаст и т. п.), они создали галерею странных персонажей, сошедших то ли со страниц Гофмана, то ли рассказов Мамлеева или Зощенко.
Первым осмысленным музыкальным опытом группы стала музыкально-театрализованная иллюстрация к рассказу Андрея Кагадеева "Протез", записанная в домашних условиях на магнитофон "Астра" в феврале 1987.
Весной 1987 они выступили на телевизионном конкурсе молодых талантов с рискованными по содержанию куплетами "Ламца-Дрица", однако получили звание лауреатов, после чего решили окончательно сосредоточить усилия на музыке и вступили в альтернативное рок-объединение "Мост", а в январе 1988 стали членами рок-клуба. В том же октябре Родионова за барабанами сменил Владимир Постниченко.
Успешные выступления на фестивалях рок-клуба в 1988 и 1989, регулярные гастроли по стране (нередко вместе с близкими по духу "АВИА"), записанный в 1989 альбом "Брутто" (два года спустя издан на виниле ленинградской "Мелодией") сделали "НОМ" одним из наиболее своеобразных феноменов новой рок-сцены Питера. Музыкальный язык "НОМА", поначалу крайне рудиментарный, быстро эволюционировал от частушечно-фольклорных и эстрадно-кабаретных мотивов в направлении более жесткого и цельного звучания, с интонациями пост-панка и ритм-энд-блюза.
Одними из немногих участники "НОМА" были последовательны в создании своего имиджа и соответствующей эстетики: время от времени на питерских стенах появлялись плакаты, рекомендовавшие, как надо вести себя на выступлениях "Королей Санкт-Петербурга" (один из их рекламных слоганов), сообщавшие какую-то необязательную (или вымышленную) информацию о них и т. п.
В 1990 группа отправилась на первые зарубежные гастроли - в Испанию и Италию, а на протяжении следующих пяти-шести лет исколесила почти всю Европу (за исключением разве что Скандинавии).
С уходом Сергея Бутузова звучание "НОМА" приобрело излишне механистичный характер, однако музыканты быстро нашли выход, пригласив в качестве гитариста Алексея Рахова из находившихся в неактивной фазе "АВИА". В середине 90-х годов Тихонов, в то время более известный как Александр Ливер, начал сниматься в кино и выступал соло, а в 1995 окончательно покинул группу и поселился в Женеве (Швейцария), где женился и ныне поет в местном оперном театре. Его место на время занял Юрий Соболев из "ПАНГЕИ", однако долго не задержался; в следующий раз с "НОМОМ" в Европе выступал Иван Соколовский (экс-"НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ", "ЯТ-ХА", "МЯГКИЕ ЗВЕРИ").
С возвращением "АВИА" к активной работе, "НОМ" был вынужден покинуть Рахов; их новым гитаристом в марте 1996 стал Виталий Лапин из питерской группы "МЫШИ". Той же весной "НОМ" показал свою концептуальную программу "Во имя разума" с неожиданным для их традиций научно-фантастическим уклоном. На протяжении 90-х годов группа выпустила ряд альбомов (число которых значительно возросло после того, как она подписала контракт с "SoLyd Records") и видеофильмы "Хозяева СССР, или Обезьянье рыло" (1996) и "Made In Europe" (1997). 20 марта того же года "НОМ" устроил беспрецедентное празднование своего десятилетия в Петербургском цирке - со всеми атрибутами циркового представления.
Осенью 1997 "НОМ" неожиданно раскололся пополам: Андрей Кагадеев и Юрий Салтыков взяли новое название "НОМЖИРПРОЕКТ", а Сергей Кагадеев, Лапин и Постниченко, к которым присоединился Николай Майоров, уже принимавший участие в работе над фильмом "Хозяева СССР" оставили за собой прежнее.
Группа "Неформальное объединение молодежи" (сокращенно "НОМ) образовалась в конце февраля 1987 года. В состав коллектива вошли шестеро давно знакомых между собой музыкантов, выпускники технических вузов Ленинграда, двое из которых были родными братьями. Вперые о группе услышали и узнали во время трансляции первого телеконкурса молодых исполнителей по ленинградскому телевидению весной 1987 года, где группа предстала в образе этаких инженеров-пародистов. Запомнилась песня "ламца-дрица гоп-ца-ца". Правда музыканты уже тогда видели свою задачу "идиотизации драматических проявлений приоритетных сторон нашего быта и культуры, а также в чрезмерной драматизации идиотических проявлений". В 1988 году они вступают в рок-клуб и показывают свою программу на 6 рок-фестивале. Критики тогда радостно записали группу в продолжатели или эпигоны "АВИА", но "НОМ" пошел своим путем. Свой стиль участники коллектива специально не определяют, но себя не ограничивают. Большое значение придается текстам исполняемых песен. Их авторы своими силами стараются следовать традициям таких замечательных представителей советской поэзии, как Даниил Хармс и Николай Олейников, различными путями идиотизируя в своих стихах драматические проявления незначительных, на первый взгляд, сторон нашего быта и культуры, уверенные, что таким языком возможно говорить и о серьезных проблемах, и о нетленных ценностях, и о таинстве души. При создании музыкальных образов основным принципом является достижение гармонии между словом и звуком для получения эффекта сильно эмоционального воздействия на слушателя. Музыкантам при этом не чужды влияния советских песенных традиций и национальной музыки разных народов. Задачи уложиться в какие-либо из устоявшихся у нас в стране определений разновидности непременно стиля рок у музыкантов нет. Сценическое решение концертных программ содержит много элементов иронической и абсурдной театральности. В 1989 году к "НОМу" присоединяется шоумен Иван Турист, после чего шоу ансамбля становится стилистически и имиджево завершенным. В том же году группа играет на 7 рок-фестивале и начинает гастролировать. "НОМ" играет в Риге, Куйбышеве, Калининграде. Воронеже, Перми, Архангельске, Горьком, Коломне, а также в Италии, Франции и Германии. В 1989 году группа записывает свой первый альбом "Брутто", который спустя два года переиздает на виниле "Мелодия". В 1990 году продолжая студийные эксперименты "НОМ" делает новый альбом "К чортям собачьим", о котором Анатолий "Джордж" Гуницкий писал тогда в газете "Рокси-экспресс": "Абсурдистский сюжет - вот основа НОМовских опусов. Музыка, представляющая собой разнообразные стилизации, является прекрасным, в меру, выразительным фоном для этих сюжетов, причем нельзя не отметить наличия определенного прогресса по сравнению , хотя бы с предыдущим альбомом. Все продумано, отточено, ничего лишнего, налицо осмысленность различных тембральных манипуляций и аранжировочных кунштюков. О рок-специфике в данном случае я бы не рискнул говорить, однако отрадно, что именно стихия рок-культуры явилась чем-то вроде крестной для всех этих непостижимых Одлопезов, Летчиков Камышиных, Самба Хопкинсов и прочих обитателей НОМовского паноптикума. Еще следует выделить несомненный артистизм вокала - все-таки понятие "театральность" очень многое определяет в эстетике группы - и также изощренность вокала. Трудно сказать, что звучит гнуснее - НОМовские солисты (они все солисты) или НОМовский хор; возникают бредовые мысли о вывороченном наизнанку панк-принципе (для Свиньи, кстати, панк - это прежде всего клоунада), пропущенном через абсурдистскую мозговую мясорубку. Поскольку предыдущая фраза - несомненный эверест предлагаемой рецензии, то не грех и закончить. В качестве постскриптума могу сообщить, что вскоре после "собачьих чертей" НОМ записал еще четыре песни, нечто вроде "сингла". Одна из них - "Мина", уже нес однократно исполнялась на концертах. Сочетание электронно-холодного саунда и обрывков восхитительно-дегенеративных фраз успешно погружает в недюжинную прострацию зал любого социального содержания". В 1991 годы группа играет на 8 юбилейном рок-фестивале. В дальнейшем "НОМ" много гастролирует, записывает новые альбомы, экспериментирует с low-budget-видео, за что получает разнообразные отечественные и зарубежные призы. В 1997 году из-за творческих разногласий, справив десятилетие группы шоу-представлением в цирке "НОМ" разделяется на две группы с одинаковыми названиями, но разными расшифровками. Каждое из "НОМообразования" выпускает в начале 1998 года по новому альбому.