Дополнительная информация
Музыка, текст: Шнуров (кроме 02/текст: Барецкий, Шнуров; 11/текст: Барецкий; 15/музыка: Дашкевич, аранжировка: Шнуров; 17/музыка: Драбкин, Шнуров).
Исполнение: ЗАО "Ленинград" (кроме 17/Rastrelli Cello Quartett).
Новый, можно даже написать, "долгожданный" альбом "Ленинграда" требует от рецензента каких-то глобальных выводов. Что-то типа: молчал Шнурик больше года, а потом всем дал просраться, выпустив диск, задвигающий на второй план всех уже признанных актуальных героев. Или так: имидж прирученного хулигана стал тесен Сергею Владимировичу, и он рвется обратно в подполье, при этом демонстрируя невероятную широту интересов, подворовывая у музыкантов разнообразных жанров и затрагивая в песнях едва ли не все главные темы выпусков новостей (о широте свидетельствуют и пертурбации рабочих названий альбома, который по пути к "Хлебу", по некоторым данным, именовался "Помой жопу" и "Цой мертв"). Еще один рецензент не нашел ничего лучшего, кроме как проследить влияние размера полового члена исполнителя Шнурова на его творческие успехи. Перед таким научным подходом мы как-то даже теряемся, потому что не в состоянии на основании прослушивания нового альбома группировки "Ленинград" предложить столь же мощную концепцию. В принципе, особых открытий на пластинке нет. Шнуров вновь демонстрирует пытливый ум и несомненный талант постмодерниста, не забывая и о тех, для кого музыка "Ленинграда" - всего лишь нецензурные песенки. Чего-чего, а мата на новом альбоме хватает. "Дикий мужчина" по-прежнему берет все, что плохо лежит, и нещадно обстебывает коллег, превращая их героические хиты в собственные ернические произведения. Иногда получается остроумно, иногда не очень, но главное - непонятно, в чем сверхзадача Шнура. Хочет показать, что он тут самый умный, разносторонний и неподкупный? Ну так никто же в это не поверит. Скорее можно говорить об одаренном человеке, который совершенно не представляет, что ему делать с ниспосланным талантом. Поэтому Сергей шагает наугад: иногда он наступает в лужи, а иногда и перепрыгивает. Главная тенденция заключается в том, что никогда не угадаешь - перепрыгнет или плюхнется.
Первая половинка "Хлеба", кстати, совсем не порадовала: хриплое хамство песен "Ленин/Град", "Суть" и "На не" напомнило о временах раннего "Ленинграда" - Шнур явно прогибается перед любителями альбомов "Пуля" и "Дачники", и все его постмодернистские намеки в таком антураже во многом теряют смысл. "Небесный теннис" - римейк "Тенниса" группы "Уматурман", написанный, в отличие от оригинала, с точки зрения пессимиста. Но и вариант Кристовских был не особенно искрометным, и шнуровская вариация тоже получилась бледной. Чуть повеселее композиция "Нефть": бодрый панк-рок сочинен, видимо, от лица самых низкооплачиваемых тружеников нефтяной отрасли и представляет собой набор экспрессивных междометий, которые вырываются у тружеников, когда из скважины начинает бить нефть. "Кто кого" - фирменная лирика от Шнурова наподобие "Мне бы в небо". "Кокаин" - еще один провальный трек, появившийся будто бы только для того, чтобы оправдать репутацию алкоголиков и наркоманов. "Свобода", в которой слышны аллюзии на судьбу Ходорковского и кипеловский припев "Я свободен", тоже совершенно малоубедительна по исполнению. Кстати, это обычная история для Шнурова: стоит ему заговорить о каких-то очень важных вещах, будьте уверены, что подача окажется максимально издевательской. В случае чего потом можно будет сказать, что он просто пошутил.
На фоне трека "Свобода" (разбег на рубль, удар на копейку) очень симпатично выглядит произведение "Флаг" - остроумнейшая пародия на "Настроение улучшилось" Евгения Гришковца. После нее и песня "Кредит" на стихи Стаса Барецкого воспринимается более позитивно - в конце концов проблемы невыплаты кредитов более актуальны для человека шнуровского возраста и статуса, чем проблемы похмелья или полученных пи:юлей. В "Багдаде" "Ленинград" проходится по победоносной военной операции Буша-младшего и делает это в меру тонко, используя древний слоган "В Багдаде все спокойно". В "Гитаре" Шнуров использует музыку Владимира Дашкевича из "Шерлока Холмса" - это единственный случай, когда в трек-листе указано, чем навеяно произведение. Не сумел обойтись Сергей и без своего излюбленного блатного жанра - "Песня старого фаната" написана от лица старого фаната, обращающегося с претензиями к лидеру группы "Ленинград". Впрочем, особой самоиронии здесь Шнур не демонстрирует, а поет с большой любовью к себе. Этой же любовью обусловлено и появление "Малой ленинградской симфонии" - попурри из песен "Ленинграда", сыгранных струнным квартетом.
В общем, только человек, для которого размер имеет значение, способен получить безоговорочное удовольствие от этой достаточно рваной, хотя и не без проблесков, работы.
Алексей Мажаев, InterMedia