Дополнительная информация
Есть два основных типа рецензий - для промоушена (круто обосрать - это тоже промоушен, срабатывает «закон Лёлика-Жириновского») и для сведения автора, чтобы знал, где же у него там, на пластинке/в книжке/в фильме косяки. Вот уже неделю никак не могу решить, какого же типа рецензию мне писать на дебютный альбом группы «Ч.Ч.»? Автор музыки и текстов Юрий Чиковани, перебравшийся в Питер из Казахстана вместе с флейтисткой Марал Чиковани (отсюда «Ч.Ч.», просекаете?), прожил и испытал уже немало, чтобы слушать мои советы. Но заниматься тут галимой рекламой и кричать, что взошла новая звезда, тоже было бы как-то неуместно - уж больно спокойная и неторопливая вещь «Акустический Чингизид», атрибуты звёздности не пристают, не приклеиваются. И обсирать не за что. Ладно, попробую, как есть, как на духу.
Данный релиз - первая пластинка нового отечественного лэйбла «Birds Fabric», заслуженно покрывшего себя торжественной пудрой по случаю прошедшего недавно неслабого фестиваля «Яйцо», «птицефабрикой» организованного (см., например, здесь). За фестиваль хочется долго и упорно жать руки Марине и Сергею Черняковым. От издательских планов, чуть приоткрытых обозревателю РокмЬюзик.Ру, голова идёт кругом (см., например, здесь, ближе к концу текста). А теперь будем рассуждать независимо, как будто бы всего этого нет.
Группа «Ч.Ч.». Альбом «Акустический Чингизид». Средневековая карта Монголии на заднем кавере, имя потомка Чингиз-Хана - на переднем... Новое монгольское нашествие? Возможно... Но теперь - «Из Монголии с любовью». Музыка, впрочем, вполне европейская и вполне русская. Ритм-энд-блюзовая и рок-н-ролльная основа, лирика пожившего и повидавшего жизнь человека - аналог знаменитых «песен со смыслом», но ни тени блатняка, за что уже хочется переломить пред «Ч.Ч.» шапку.
Музыкально коллектив - плоть от плоти советского рока 80-х, каким-то чудом, каким-то ветром занесённый в начало нулевых практически в нетронутом виде. Если есть сомнения, поясню - это скорее комплимент.
Оттуда же, из ранних 80-х, и тяга к философическим, жизнеобъяснительным наворотам лирики. И тут уже начинаются наши с автором расхождения. С лирикой я решительно не согласен. Дело даже не в шероховатостях стихосложения (русская рифмованная поэзия отмирает, и, поверьте, почти совсем отомрёт на глазах ныне живущих поколений), не в морфологических ошибках (у других-то рокеров, небось, тоже нескладухи хоть отбавляй). Просто - этот способ наблюдения за жизнью, констатирующе-жалобный, вечный как мир, вечно же и неакутален. Сидит согбенный человек (как на обложке диска «Ч.Ч.» или как в «трубе» под Невским/под Арбатской площадью/под Крещатиком...), терзает свой нехитрый инструмент, неспешно делится своей болью... Это вечная песня, песня, которая не может окончиться никогда просто потому, что, раз взяв такую ноту, трудно уже перейти к следующей - окружающее ментально-событийное пространство вечно подкидывает материал для описания и тихого грустного вздоха вослед проходящему - времени ли, человеку... Слушая эту песню, хочется жалеть себя, хочется гладить себя по щекам, бедного. Хочется... Хочется, да. Но сколько же можно!
Очень хорошо сыгранный, хорошо спетый, хорошо срежиссированный, сочный, в меру жёсткий, в меру мягкий, искренний альбом. Много действительно красивых песен. Синтез акустического андеграунда и мясистого, электрического мэйнстрима. И ещё всякие другие достоинства. Любители ностальгии смогут слушать эту пластинку часами, годами, развалившись на полу, раскинув руки крестом... И я им желаю от души поплакать над собой. У них получится. Я - не смогу. Я лучше попробую в дерзкий и безнадёжный прорыв отсюда, с маленьким отрядом (он уже собирается, он уже давно собирается, уже бродит нетерпение в жилах) - может быть кто-то из нас и прорвётся.
Очень усталый альбом. Усталый альбом для уставшего народа. Может быть, начинать историю лэйбла надо было с чего-то более ударного - скажем, сборник «Яйцо» (второй релиз «Birds Fabric») будет поинтереснее. Но - пели Ч. и Ч., выпускали Ч. и Ч. Личная магия, всё понимаю.
Влад Тупикин, спрециально для РокмЬюзик.Ру